Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. В ней определяется объем изготовления продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях.
Производственная программа включает следующие основные разделы:
- План по производству продукции предприятия. План выпуска продукции на экспорт. План по повышению качества продукции. План реализации продукции.
При формировании производственной программы Вы должны ориентироваться на потенциальные и фактические возможности Вашего предприятия по производству продукции, т. е. на производственную мощность.
Какие аспекты управления производством находят свое отражение в производственной программе?
Подготовка производственной программы является ответом на ключевые вопросы управления производством:
- Какие виды продукции и в каких количествах производить? В какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю? Какого качества должна быть продукция в планируемом периоде? Сколько продукции предприятие может выпустить дополнительно в случае возникновения срочных заказов, какого вида и качества? Каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации? Каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения?
При разработке производственной программы Вы должны основываться на потребностях регионального и мирового рынков, общей рыночной ситуации, состоянии конкурирующих предприятий и отраслей.
Где брать данные для разработки производственной программы?
В качестве исходных данных при разработке производственной программы Вы можете использовать:
- уставные виды деятельности Вашего предприятия по производству и реализации продукции; результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды; данные по спросу на продукцию предприятия; сведения о рекламациях, замечаниях по качеству Вашей продукции за предыдущий период; сведения о долях Вашей продукции в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества; сведения об объеме реализации Вашей продукции за предыдущий период по месяцам (кварталам); расчеты производственной мощности предприятия; прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы; решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
Что содержат основные разделы производственной программы?
- План по производству продукции предприятия.
Этот документ обычно выглядит следующим образом - см. таблицу.
Показатель | Продукция в натур. выражении, шт. | Оптовая цена предприятия, руб. | Норматив чистой продукции | Продукция в стоимостном выражении, тыс. руб. | ||||||||||
предыдущий год | план на отчетный год | темп роста, % к предыдущему году | действующая | сопоставимая на 1 января отчетного года | в действующих ценах | в нормативах чистой продукции | ||||||||
предыдущий год | план на отчетный год | предыдущий год | отчетный год | предыдущий год | отчетный год | |||||||||
план | темп роста, % к предыдущему году | план | темп роста, % к предыдущему году | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. Готовая продукция, шт. Изделие А Изделие Б Изделие В И т о г о: | ||||||||||||||
2. Товары народного потребления, тыс. руб. | ||||||||||||||
3. Полуфаб рикаты на сторону | ||||||||||||||
4. Работы промышленного характера на сторону | ||||||||||||||
Итого товарная продукция, в том числе: - продукция высшей категории качества - продукция на экспорт Итого Нормативная чистая продукция |

При подготовке плана производства обычно рассчитывают:
- Объем производства каждой товарной позиции в натуральном выражении, который определяется по формуле
Nпр. = Nпост. – Он. скл. + Ок. скл. + Nвн. где Nпост – объем поставки изделия в натуральном выражении;
Он. скл. и Ок. скл – остатки данных изделий на складе готовой продукции на начало и конец планового периода; При этом остатки готовой продукции на складе на начало планового периода рассчитываются на основании фактических остатков изделий на момент расчета, а также прогноза их производства и отгрузки с момента расчета до начала планового периода. Остатки готовой продукции на складе на конец планового периода устанавливаются в зависимости от прогноза сбыта продукции в следующем плановом периоде.
Nвн – количество изделий для внутреннего потребления. Себестоимость продукции по каждой товарной позиции как сумму всех затрат предприятия, связанных с приобретением или производством данного вида продукции. Полная себестоимость продукции определяется как сумма стоимости основных материалов, цеховых расходов, заработной платы работников, расходов по содержанию и эксплуатации оборудования, налоговых отчислений, коммерческих расходов на реализацию продукции. Чистая продукция определяется путем вычитания из товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) материальных затрат в тех же ценах, а также суммы амортизации основных фондов. Также в рамках производственного плана Вы должны предусмотреть задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т. е. продукции, не соответствующей современным требованиям экономики и населения, морально устаревшей, и указать конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие. План выпуска продукции на экспорт.
В случае наличия у Вашего предприятия зарубежных клиентов, в этом плане Вы должны представить показатели объемов выпуска продукции предприятия, соответствующей требованиям ее поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.
- План по повышению качества продукции.
Здесь Вы отражаете показатели обновления ассортимента и потребительских свойств продукции, обусловленные требованиями международных и отечественных стандартов качества, нововведениями и динамикой развития производства. Качество Вашей продукции по своим технико-экономическим показателям должно отвечать принятым стандартам на всех стадиях проектирования и изготовления продукции
- План реализации (сбыта) продукции.
В этом плане Вы должны отразить динамику реализации продукции конкретным покупателям, выявленным в процессе маркетинговых исследований.
Реализованная продукция - это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчетный счет поставщика.
- Объем реализованной продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде: готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначаемых к реализации на сторону, а также продукции и работ для своего капитального строительства и непромышленных хозяйств, находящемся на балансе Вашего предприятия. При расчете реализуемой продукции Вы должны учитывать остатки нереализованной продукции и их изменение на начало и конец планируемого периода. Остаток нереализованной продукции к началу периода состоит из:
- остатка готовой продукции на складе и в неоформленных отгрузках; товаров отгруженных, по которым не наступил срок оплаты; товаров отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; товаров на ответственном хранении у покупателей.
Vр = (Зуп + Пцел)/ Рм, где Зуп– сумма условно-постоянных расходов организации в плановом периоде;
Пцел – целевая прибыль, достаточная для нормального функционирования организации и обеспечивающая удовлетворение ее потребностей;
Рм – маржинальная рентабельность, т. е. доля маржинального дохода в стоимости продукции. Маржинальный доход на единицу изделия определяется как разница между ценой и переменными (прямыми) затратами. Если организация выпускает один вид продукции, маржинальная рентабельность определяется как отношение маржинального дохода на единицу продукции к цене. Если организация выпускает несколько видов продукции, то маржинальная рентабельность при заданной структуре продукции рассчитывается по формуле:
Рм = ∑ Pmi Yi, где
Pmi – маржинальная рентабельность i-го вида продукции
Yi – удельный вес i-го вида продукции в выручке от реализации
Как определить, насколько оптимальной является подготовленная нами производственная программа?
В качестве критериев оптимальности чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т. н. "точка безубыточности).
Сформировать производственную программу, обеспечивающую Вашему предприятию максимальную прибыль, Вы можете по следующему алгоритму:
- Рассчитайте величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду. Проранжируйте продукцию в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу. Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т. д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан. Учтите, что итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит Вам обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.
Ознакомиться с примерами формирования производственной программы Вы можете ниже
Рекомендации и примеры: особенности частных случаев формирования производственной программы.
В приводимых ниже рекомендациях и примерах мы рассмотрим несколько частных случаев формирования производственной программы.
При недостаточной загрузке производственных мощностей.
В производстве, как и в любом бизнесе, выручка от реализации продукции должна полностью покрывать ее себестоимость и приносить прибыль, достаточную для эффективной деятельности предприятия. Однако Вы должны знать, что в условиях спада потребительского спроса возможны ситуации, когда временно целесообразно производить и нерентабельную продукцию. В этом случае мы можем дать Вам следующие рекомендации:
1. Определите величину маржинального дохода (разницу между ценой и переменными (прямыми) затратами) по каждому нерентабельному виду продукции.
2. Если рассчитанный маржинальный доход является положительной величиной, то не исключайте данный продукт из производственной программы, поскольку с точки зрения финансовых результатов от реализации продукции при недостаточной загрузке производственных мощностей целесообразно производить все изделия, по которым маржинальный доход является положительной величиной.
3. Помните, что дополнительный выпуск продукции в период спада позволяет сохранить квалифицированные кадры.
4. Проанализируйте, не приведет ли временная реализация изделий по цене ниже себестоимости к снижению будущих рыночных цен и к сокращению доходов организации в перспективе. В таком случае Вам придется отказаться от производства данного вида изделия.
5. Проверьте, как отразится снятие с производства конкретного вида продукции на реализации других изделий.
6. Помните, что нерентабельность продукции, так же как и рентабельность, является нестабильным показателем, поскольку рыночная ситуация постоянно меняется. Поэтому то, что сегодня нерентабельно, завтра может оказаться самым прибыльным видом изделия.
7. На основе рассмотренных вопросов примите решение о целесообразности производства нерентабельных видах продукции.
При неравномерном спросе на продукцию.
При формировании производственной программы в условиях колебаний спроса на продукцию организации Вы должны учитывать некоторые особенности:
1 вариант. Поддерживайте запасы готовой продукции на минимально необходимом уровне. Для этого:
- Определите минимально необходимый уровень запасов. Он равен произведению среднедневного количества поставляемых изделий на число дней для подготовки продукции к отгрузке. Планируйте производство продукции в строгом соответствии со спросом.
При этом варианте возникают следующие особенности:
- Сокращение уровня запасов до минимального позволит Вам сократить затраты на хранение запасов. Это уменьшит потребность в оборотном капитале, а за счет сокращения необходимых складских площадей - и в основном капитале, и, соответственно, ускорит оборачиваемость средств. Не забывайте, что неравномерный характер производства, повторяющий все колебания спроса, может привести к потере квалифицированных работников в период спада, сверхурочным работам в период подъема спроса, а, в конечном счете, к увеличению издержек производства. Помимо этого, Вам необходимо помнить, что производственная мощность организации может оказаться недостаточной для полного использования благоприятной рыночной ситуации в момент ее возникновения.
2 вариант. Используйте запасы готовой продукции как амортизатор колебаний спроса. Для этого:
- В период падения спроса пусть Ваше производство частично работает "на склад", пополняя запасы готовой продукции. В период подъема спроса выбрасывайте на рынок ранее созданные запасы. При этом варианте возникают следующие особенности: Данная политика будет способствовать снижению издержек Вашего производства за счет более равномерного использования оборудования и площадей и стабильности кадров. Вместе с тем, увеличиваются потребность в складских площадях и издержки хранения запасов, заменяется оборачиваемость капитала. Помните, что существует опасность того, что из-за ошибок в прогнозировании спроса часть продукции останется нереализованной. Поскольку изменения в соотношении объема производства и запасов готовой продукции оказывают разнонаправленное влияние на отдельные составляющие эффективности (издержки производства и издержки хранения), необходим комплексный подход к оптимизации производственной программы и запасов готовой продукции по всей номенклатуре выпускаемой продукции, например, по критерию максимизации прибыли с учетом издержек на хранение.
Кроме того, возможны и другие ситуации, причем зависящие не только от внешних обстоятельств. На примере рассмотрим случай, когда содержание производственной программы будет меняться в зависимости от внутренних условий.
Исходные данные: спрос на изделия "А" в плановом году составляет 12000 шт., в том числе по кварталам: I - 2000 шт., II - 3500 шт., III - 4400 шт., IV - 2100 шт.
Ожидаемые остатки готовых изделий на складе на начало планового года 200 шт.
Задача: составьте два варианта производственной программы исходя из следующих внутренних условий:
1 вариант. Остатки готовой продукции на складе на конец каждого квартала не должны превышать 10% спроса на изделие в последующем квартале. Остатки на конец года равны остаткам на начало года.
2 вариант. Здесь равномерное распределение годовой производственной программы по кварталам.
Сравните полученные варианты производственной программы по следующим критериям:
- затраты на производство продукции; средняя величина запаса готовой продукции на складе; потребность в складских площадях для хранения готовой продукции; полнота удовлетворения спроса.
Решение:
1. Формирование 1-го варианта производственной программы.
Показатели | Год | В т. ч. по кварталам | |||
I | II | III | IV | ||
1. Спрос, шт. | 12000 | 2000 | 3500 | 4400 | 2100 |
2. План поставки, шт. | 12000 | 2000 | 3500 | 4400 | 2100 |
3. План производства, шт. | 12000 | 2150 | 3590 | 4170 | 2090 |
4. Остатки готовых изделий на складе, шт. на начало периода | 200 | 200 | 350 | 440 | 210 |
5. Остатки готовых изделий на складе, шт. на конец периода | 200 | 350 | 440 | 210 | 200 |
Строка 1. Спрос задан в исходных данных.
Строка 2. План поставки принимаем на уровне спроса.
Строка 5. Остатки готовой продукции на конец каждого квартала по условию задачи не должны превышать 10% спроса на изделие в последующем квартале. Т. е. остатки готовой продукции на конец I квартала равны 3500 * 0,1 = 350 шт. И т. д. Остатки на конец года равны остаткам на начало года.
Строка 4. Остатки готовой продукции на начало каждого квартала (строка 4) равны остаткам готовой продукции на конец предыдущего квартала.
Строка 3. Определяем план производства в 1 квартале (формулу см. Раздел 4.1):
Nпр. = 2+ 350 = 2150 шт. Остальные кварталы рассчитываем таким же образом.
2. Формирование 2-го варианта производственной программы.
Показатели | Год | В т. ч. по кварталам | |||
I | II | III | IV | ||
1. Спрос, шт. | 12000 | 2000 | 3500 | 4400 | 2100 |
2. План производства, шт. | 12000 | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 |
3. Остатки готовых изделий на складе, шт. на начало периода | 200 | 200 | 1200 | 700 | - |
4. Остатки готовых изделий на складе, шт. на конец периода | 900 | 1200 | 700 | - | 900 |
5. План поставки, шт. | 11300 | 2000 | 3500 | 3700 | 2100 |
Здесь годовой план производства принимаем на уровне спроса и равномерно распределяем по кварталам по 3000 изделий в каждый. Остатки готовой продукции на складе на конец каждого квартала определяем по формуле:
Оскл. к = Nпр. - Оскл. н + Nпост.
3. Сравнение полученных результатов.
- Затраты на производство больше в 1 варианте. Средняя величина запасов готовой продукции на складе в 1 варианте больше (300 шт.), чем во 2 варианте (612,5 шт.). Потребность в складских площадях для хранения готовых изделий в 1 варианте меньше примерно в 2,7 раза (по соотношению максимального уровня запасов). При 1 варианте спрос удовлетворяется полностью, при 2 - на 94%.
Таким образом, просчитывая и сопоставляя варианты производственных программ при различных внутренних условиях, Вы можете выбирать наиболее приемлемый и выгодный для Вас.


