Комментарии к тестам
Тема 3. Разделение труда, товарное производство и рыночные отношения
Комментарий к заданию 4. До разделения труда все хозяйства производили 150 пар обуви (50∙3), 300 м. ткани (100∙3) и 15000 кг. зерна (5000∙3) Для того, чтобы определить сколько стали производить хозяйства благодаря разделению труда переведем проценты в коэффициенты 150%=1.5 , 120%=1.2. Таким образом, обуви стали производить 150∙1.5=225 пар, ткани 300∙1.2=360 м., зерна 15000∙1.2=18000 кг. Ответ – б.
Комментарий к заданию 5. Составим таблицу:
Сколько килограмм яблок в час собирает член семьи | Количество клумб, обрабатываемых за час членом семьи | Альтернативная стоимость сбора 1 кг. яблок, выраженная в засаженных цветами клумбах | |
жена | 7 | 1/4 | 1/4:7 = 1/28 |
муж | 8 | 1/6 | 1/6:8 = 1/48 |
сын | 5 | 1/7 | 1/7:5 = 1/35 |
У матери альтернативная стоимость сбора 1 кг. яблок наибольшая среди всех членов семьи. Таким образом, мама имеет сравнительное преимущество в посадке цветов на клумбы. Чтобы семья собрала наибольшее количество яблок, именно мама должна заняться посадкой цветов. Потратив на эту работу 4 часа, оставшиеся 2 часа мама будет собирать яблоки. Таким образом, яблок будет собрано: мама: 2 часа * 7 кг. = 14 кг.; муж: 6 * 8 = 48 кг.; сын: 6 * 5 = 30 кг. Всего семья соберет: 14 + 48 + 30 = 92 кг яблок. Ответ – а.
Комментарий к заданию 6. Производительность труда 1 работника можно посчитать по формуле П=(К/ч)/P, где П- производительность, К - количество произведенной продукции, ч – время, P-количество работников предприятия, т. о. первоначальная производительность 1 работника (2000/8)/30=8.3 деталей/ч., после установки конвейера производительность 1 работника составила (8000/8)/50=20 деталей/ч. Таким образом после установки конвейера производительность труда 1 работника возросла в 2,4 раза (20/8.3). Ответ – а.
Тема 5. Рынок: общая характеристика
Комментарий к заданию 4. Для того чтобы определить наиболее привлекательную с точки зрения приложения капитала отрасль производства, необходимо воспользоваться формулой нормы прибыли
. Подставив в нее значения прибыли и капитала, относящиеся к соответствующим отраслям, соответственно получим:

Иными словами, каждый рубль вложенного капитала в первую отрасль приносит 20 коп. прибыли, во вторую отрасль — 5 коп., в третью отрасль — 7 коп. Следовательно, наиболее привлекательной с точки зрения приложения капитала является первая отрасль. Ответ – а.
Тема 6. Теория трудовой стоимости.
Комментарий к заданию 4. При норме прибавочной стоимости 100% необходимое и прибавочное рабочее время равны и составляют каждое 4 часа. При снижении общественной стоимости предметов потребления в два раза, необходимое рабочее время составит 2 часа (4:2), а прибавочное — 6 часов (8-2). Следовательно, m,=m/V∙100%=6/2∙100%=300%. Ответ – в.
Комментарий к заданию 5. Цена одного платка представляет собой денежное выражение общественной стоимости, т. е. 9 руб. Избыточная прибавочная стоимость представляет собой разницу между общественной и индивидуальной стоимостью товара. Следовательно, избыточная прибавочная стоимость, получаемая от реализации одного платка, составит 3 руб. (9-6). Вся масса избыточной прибавочной стоимости от реализации 60 тыс. платков составит 180 тыс. руб. (3∙60000). Ответ – а.
Тема 7. Капитал и прибавочная стоимость. Цена производства
Комментарий к заданию 4. Стоимость продукта исчисляется по формуле W=C+ V+ m, где m — прибавочная стоимость. Из условия задачи можно рассчитать величину вновь созданной стоимости: 400∙8=3200 руб., а прибавочная стоимость — 2200 руб.(400∙8-1000). Следовательно, W = 4000+1000 + 2200 = 7200 (руб.). Ответ – г.
Комментарий к заданию 5. Цена производства исчисляется как сумма издержек производства и средней прибыли: Цпр = (С+ V) + Рср. , где (C+V)— издержки производства; Рср.— средняя прибыль. Средняя норма прибыли, получаемая предприятием, исчисляется как
. Следовательно, капитал в размере 200 тыс. руб. (160+40) приносит среднюю прибыль равную 30 тыс. руб. (0.15∙200). Т. о. Цпр = (160 + 40)+(30)=230 тыс. руб. Ответ – б.
Тема 8. Ценообразование на основе издержек и факторов производства
Комментарий к заданию 4. Руководством к принятию решения для коммивояжера будет соотношение Дпред. ≥ Ипред. Предельные издержки (Ипред.) составляют для полета на самолете 3000 руб. (), а предельный доход (Дпред.) 7000 руб. ((8-1)*1000). Следовательно, коммивояжер выберет самолет. Ответ – б.
Комментарий к заданию 5. Третья группа рабочих — предельная (так как больше рабочей силы не привлекается). Следовательно, предельная производительность труда каждого рабочего будет равна 8 единицам (160 / 20), а весь объем производства, вменяемый труду, составит 480 изделий (60*8). Весь же совокупный продукт, произведенный всеми работниками с использованием капитала, будет состоять из 540 изделий (200 + 180 + 160). Разность между совокупным продуктом и продуктом труда всех рабочих, равная 60 единицам изделий (, вменяется капиталу или 60 ед. изделий (540-160∙3). Ответ – а.
Комментарий к заданию 6. Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно найти точку максимума функции Y(L). Y=100L+25L2-14/3L3. Продифференцируем ее по L и приравняем производную к нулю:
. Получаем квадратное уравнение, дискриминант которого D=b2-4ac=502+4∙14∙100=2500+5600=8100, а
или
. Поскольку один из корней отрицательный, берем
. Количество рабочих - целое число, поэтому, округляя, получаем L=5. Ответ – б.
Комментарий к заданию 7. Искомые значения труда и капитала являются координатами точки касания изокванты Y=L*K (при некотором Y) и изокосты L+K=8. Общие точки этих двух кривых удовлетворяют системе
. Выразим K через L и получим
. Отсюда
. Найдем максимум Y по L:
, т. е. 2L=8, L=4. Тогда K=4 и максимальный выпуск равен 16. Ответ – в.
Тема 9. Полезность, ценность и цена. Теория потребительского выбора.
Комментарий к заданию 4. Предельная полезность кирпичного дома на основе поэлементных рыночных предельных оценок складывается из защиты от непогоды (1 тыс. руб.), способности сохранять тепло (2 тыс. руб.), наличия водоснабжения (10 тыс. руб.), комфорта и других удобств (180 тыс. руб.). В итоге рыночная цена кирпичного дома, на основе использования принципа предельной полезности элементов блага, составит 193 тыс. руб. Ответ – б.
Комментарии к заданию 5. Предельная норма замещения представляет собой то количество одного товара Y (кефира), которое потребитель готов заменить единицей другого товара X (молоком):
. Если сокращение потребления кефира (К) на один стакан (с 7 до 6 стаканов) приведет к увеличению потребления молока (М) на четыре стакана (с 8 до 12 стаканов), то MRS=∆K/∆M= ¼, 1 стакан молока может заменить 1/4 стакана кефира. Следовательно, предельная норма замещения кефира на молоко равна 1/4.
Комментарии к заданию 6. Соотношение цен товаров равно соотношению их предельных полезностей: Mux / Muy = Px / Py. Поэтому Mux = Muy * (Px:Py) = 80*(8:4) = 160 (ютил). Ответ – в.
Комментарий к заданию 7. Следует исходить из условия бюджетного ограничения: Ра*А + Рв*В = Y. Таким образом, 4*20 + 2*20 = 120. Ответ – в.
Тема 10. Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен
Комментарий к заданию 4. Квас и лимонад — взаимозаменяемые товары, так как коэффициент перекрестной эластичности спроса (Кпер.) имеет положительное значение (0,75). По формуле коэффициента перекрестной эластичности (Кпер.) определим, как изменится спрос на квас при увеличении цены на лимонад на 10%. 
Если изменение спроса на квас примем за х, а изменение цены на лимонад за у, то можно записать уравнение
; откуда
или х = 0,75у = 0,75 * 10% = 7.5%. Таким образом, при увеличении цены на лимонад на 10% спрос на квас возрастет на 7.5%. Ответ – б.
Комментарии к заданию 5. Равновесная цена устанавливается при равенстве спроса и предложения: Qd = Qs, 10– 6Р = 4Р; 10Р = 10; Р = 1. Ответ – а.
Комментарии к заданию 6. В связи с тем, что равновесной цене соответствует равновесный объем реализуемой продукции Qc=Qп,, то среди представленных величин спроса и предложения находим 325, объему которому соответствует цена 235. Ответ – в.
Тема 12.Деньги. Денежное хозяйство
Комментарий к заданию 4. Для решения данной задачи требуется знать структуру каждого из денежных агрегатов. М2 = небольшие срочные вклады + крупные срочные вклады + чековые вклады + бессрочные сберегательные вклады + наличные деньги = 2000+1000+600+400 + 200= 4200 (млрд. руб.). Ответ – в.
Комментарий к заданию 5. Для расчета величин денежной массы, необходимой для обеспечения нормального товарооборота, следует учитывать следующие моменты. Во-первых, деньги не требуются и данном году для товаров, которые были проданы, но срок платежей по ним выходит за рамки рассматриваемого года (40 млрд. руб.). Во вторых, необходимы платежи, срок погашения которых наступил в данном году (60 млрд. руб.). В-третьих, не требуются деньги для рас четов между агентами, которые вступили в кредитные отношения, но взаимная задолженность между которыми погашается в данном году. Поэтому воспользуемся формулой для определения величины денежной массы с учетом скорости обращения денег (n), которую предложил К. Маркс
, где
∑Ц*Т — сумма цен товаров, проданных в данном году;
К — стоимость товаров, проданных в кредит, платежи по которым выходят за рамки рассматриваемого года;
П— стоимость товаров, проданных ранее, но платежи по которым наступили в этом году;
ВП — взаимопогашающиеся платежи в этом году;
n — обращения денег
Подставив имеющиеся данные в эту формулу, получим:
(млрд. руб.). Ответ – а.
Комментарий к заданию 6.
Введем обозначения:
М0 — количество денег в обращении в начале года;
М — денежная масса, необходимая для обращения при указанных условиях;
DМ — количество денег, выведенное из обращения за год.
Тогда: М = 120 трлн. руб. / 8 = 15 трлн. руб.
Из обращения за год было выведено:DМ = М0 - М = 18 трлн. рубтрлн. руб. = 3 трлн. руб. Ответ – а.
Тема 13. Инфляция
Комментарии к заданию 4. Индекс потребительских цен рассчитывается по формуле
. Подставив значения соответствующих показателей в формулу, получим:
. Ответ – б.
Комментарий к заданию 5. Уровень инфляции можно определить по формуле: Ин=(It-I(t-1) )/I(t-1), где It-индекс цен текущего года, I(t-1) - индекс цен прошлого года, таким образом Ин=(130-120)/120=0.083 или 8.3%. Ответ – а.
Комментарий к заданию 6. Зная формулу дефляции
, определим величину реального ВВП.
, Тогда:
(трлн. руб.). Ответ – в.
Тема 14. Банки и банковские деньги
Комментарий к заданию 4. В данном случае необходимо воспользоваться формулой сложных процентов:
, где В — конечная сумма вклада с учетом его прироста; r — ставка процента по вкладу; n — число лет, в течение которых вклад находился в банке; в — первоначальная сумма вклада.
Подставив в данную формулу конкретные значения в соответствии с условием задачи, находим конечную величину вклада с учетов его прироста:
руб. Вычтя из полученной величины нового вклада сумму первоначального вклада, получим величину дохода: 60= 10500 (руб.). Ответ – а.
Комментарий к заданию 5. Найдем сумму, которую банк может выдать в виде ссуды. Для этого сначала вычислим величину заемного капитала банка. Она равна разнице между заемным и собственным капиталом банка — 800 млн. руб. В связи с тем, что норма обязательных резервов распространяется только на заемный капитал и равна10%, величина обязательных резервов составит 80 млн. руб. (10% от 800 млн. руб.). Очевидно, что величина ссуды, которую может выдать банк, складывается из собственного и заемного капитала за вычетом обязательных резервов:
200 + = 920 (млн. руб.). Ответ – б.
Комментарии к заданию 6. Найдем сумму, которую банк может выдать в виде ссуды. Для этого сначала вычислим величину заемного капитала банка. Она равна разнице между заемным и собственным капиталом банка — 800 млн. руб. В связи с тем, что норма обязательных резервов распространяется только на заемный капитал и равна10%, величина обязательных резервов составит 80 млн. руб. (10% от 800 млн. руб.). Очевидно, что величина ссуды, которую может выдать банк, складывается из собственного и заемного капитала за вычетом обязательных резервов:
200 + = 920 (млн. руб.).
Найдем валовую прибыль банка, полагая, что банку удалось разместить всю сумму ссудного капитала, по формуле:
, где
Рб. вал. — валовая прибыль банка;
∑rссуд. — процент, полученный за ссуду;
∑rзаем — процент, выплачиваемый за вклад.
(млн. руб.). Ответ – а.
Комментарии к заданию 7. Вычтя из валовой прибыли банка его административно-технические издержки (0,2 млн. руб.), получим чистую прибыль банка:
,
(млн. руб.).
Зная величину собственного капитала банка (200 млн. руб.), найдем норму банковской прибыли по формуле
, где
. Ответ – в.
Раздел V. Рынки факторов производства
Тема 15. Рынок труда
Комментарий к заданию 4. При понижении цены часа труда с 100 руб. до 90 руб. повременная заработная плата сократилась с 800 руб. (100 * 8) до 720 руб. (90 * 8). С увеличением продолжительности рабочего дня на 1 час повременная заработная плата увеличилась до 810 руб. (90 * 9). Ответ – в.
Комментарий к заданию 5. Зависимость известная как закон Оукена, выражается следующей формулой:
, где:
Y — фактический объем производства
Y* — потенциальный ВНП
U — фактический уровень безработицы
Un — естественный уровень безработицы
β — коэффициент чувствительности ВНП к динамике циклической безработицы.
Таким образом: Y*= Y/(1- β(U-Un)). Ответ – а.
Подставим имеющиеся данные в формулу и получим: 1000: (1-2.5∙(0.1-0.02)) = 1250. Овет – а.
Комментарий к заданию 6. По условию задачи рост цен в апреле и мае составил 5% и 15% или 0.05 и 0.15 раза соответственно. Общий рост цен за апрель, май можно посчитать по формуле (1+∆РА)∙(1+∆Рм)=(1+0.05)∙(1+0.15)=1.21 раза или на 21 %, где ∆Ра, ∆Рм — темп роста цен в апреле и мае соответственно. По условию задачи, номинальные доходы возросли на 30 %, или в 1.3 раза. Реальный доход преподавателя вырос 1.3/1.21 = 1.07 раза или на 7%. Таким образом, реальный доход преподавателя увеличился лишь на 7%. Ответ – а.
Тема 16. Рынок капитала. Инвестиции и риски.
Комментарий к заданию 4. Размер авансированного капитала рассчитывается по формуле Кав.=Косн.+Коб., таким образом авансированный капитал составляет 1 млн. руб. (700 + 300). Норма прибыли рассчитывается по формуле П’=(П/Кав.)∙100%, т. е. (100/1000)∙100%=10%.
Комментарий к заданию 5. 20 (лет) — срок службы основного капитала, или срок полной его амортизации. Для определения нормы амортизации А’осн необходимо знать ее абсолютную величину (Аосн), которая равна 35 тыс. руб. (700000/20).Отсюда
. Ответ – а.
Комментарий к заданию 6. Чтобы определить курс акции, т. е. ее рыночную стоимость, в условии задачи недостает сведения о том, какой дивиденд она приносит. Определим его. В связи с тем, что на выплату дивидендов выделяется половина полученной прибыли (20 млн. руб.), т. е. 10 млн. руб., то дивиденд будет равен 10 руб. (10 / 1).
Курс акции рассчитывается по формуле
, где Д — дивиденд; r’ — процентная ставка. Подставив в эту формулу данные, получим величину рыночной стоимости акции Акурс. = 10:4∙100% = 250 (руб.). Величина фиктивного капитала составляет 250 млн. руб. (1млн. * 250). Разность между фиктивным и реальным капиталом и составит учредительную прибыль: = 50 (млн. руб.). Ответ – б.
Комментарий к заданию 7. Для ответа на вопрос необходимо знать формулу текущей дисконтируемой
стоимости: Vp = Vt / (1+r)n, где Vp — текущая дисконтируемая стоимость; Vt — доходы полученные в t году; r — ставка процента; t — количество лет, через которое будет получена будущая сумма доходов. Формула для расчёта дисконтированной стоимости в данном случае принимает следующий вид: 1000/((1+0,1)*(1+0,1)*(1+0,1)) = 751 у. ед. Ответ – б.
Комментарий к заданию 8. Если мы имеем бессрочный актив, его цена определяется делением годового дохода на величину процентной ставки. Если ставка процента равна 8%, цена актива равна 100 ден. ед.¸0,08 = 1250 ден. ед. Если ставка процента равна 10%, цена актива равна 1000 ден. ед. Таким образом, стоимость бессрочной ценной бумаги
в данном случае понизится на 250 ден. ед. Ответ – в.
Тема 17. Рынок земли
Комментарий к заданию 4. Поскольку величина авансированного капитала (С + V) везде одинакова, постольку и индивидуальная цена производства совокупного урожая на каждом из участков также одинакова — 220 тыс. руб. (200 + 200 * 10:100). Что касается цены производства на единицу продукции — 1 т, то она будет различной:
на 1-м участке — 220:11 = 20 (тыс. руб.);
на 2-м участке — 220:10 = 22 (тыс. руб.);
на 3-м участке — 220:8 = 27,5 (тыс. руб.).
Общественная цена производства определяется уровнем издержек производства на худшем участке земли. В нашем случае цена производства 1 т. урожая с худшего участка составляет 27,5 тыс. руб. Поэтому владельцы лучшего участка получают избыточную прибыль (27,5 *= 82,5 (тыс. руб.), которая будет выплачиваться земельному собственнику в виде дифференциальной ренты. Ответ – б.
Комментарий к заданию 5. Для решения этой задачи необходимо знать формулу цены земли Цз=R/r * 100%, где: Цз — цена земли; R — рента; r — процентная ставка. Подставим имеющиеся данные и получим (44000:0.2)=220000. Ответ – г.
Тема 18. Предприятие: общая характеристика и организационные формы
Комментарий к заданию 4. Вследствие концентрации капитала его величина на четырех предприятиях возросла на 200 млн. руб. (150 — 100) * 4 = 200 (млн. руб.). В целом совокупный их капитал после его централизации составил 600 млн. руб. (100 * 4 + 200). Ответ –б.
Комментарий к заданию 5. Вследствие первой централизации величина капитала составила 600 млн. руб. (150 * 4). В результате второй централизации капитала его величина увеличилась до 800 млн. руб. (600 + 200). Ответ – в.
Тема 19. Издержки производства и прибыль предприятия
Комментарий к заданию 4. Для определения экономической прибыли необходимо рассчитать размеры явных (очевидных, проходящих через учет) и внутренних (неявных) издержек. Внешние издержки складываются из следующих затрат: аренда цеха + заработная плата кондитеру + сырье + амортизация и составляют 84 тыс. руб. (10 + 24 + 40 + 10). Эти издержки проходят через бухгалтерский учет и могут еще называться бухгалтерскими издержками (издержки, связанные с операциями по покупке тех или иных ресурсов). К внутренним относятся издержки, которые несет предприниматель, используя свои ресурсы, оплата которых нигде не фиксируется, но оценивается той величиной стоимости, которую он мог получить, если бы предоставил их в распоряжение другим предпринимателям. Внутренние издержки складываются из следующих затрат: его заработная плата + оплата его предпринимательских способностей + оплата упущенных возможностей использования истраченных денег и составляют 44 тыс. руб. (30 + 6 + 8). Экономическая прибыль (Рэк), определяемая как разность между валовым доходом (Двал) и суммой внешних и внутренних издержек, т. е. (Рэк) = (Двал.) – ( Ивнеш + Ивнутр) или 16 тыс. руб. (+ 44). Ответ – в.
Комментарии к заданию 5 В связи с тем, что постоянные издержки не изменяют своей величины при изменении объемов производства, к ним следует отнести аренду помещений (15 тыс. руб.) и выплату процентов (11 тыс. руб.), т. е. совокупные постоянные издержки будут равны 36 тыс. руб. (15 + 11). Средние переменные издержки (издержки на единицу изделия) определяются как сумма затрат труда и затрат на сырье. В данном случае они составляют 32 руб. (20 + 12). Чтобы получить совокупные переменные издержки, умножим их среднюю величину на объем выпуска продукции: 2000 * 32 = 64 тыс. руб. Для определения совокупных общих издержек необходимо сложить величину постоянных и переменных издержек:+= 100 (тыс. руб.). Для расчета средних общих, т. е. величину общих издержек, приходящихся на единицу продукции, необходимо совокупные общие и издержки разделить на объем выпуска продукции: 100000/2000 = 50 (руб.). Средние общие издержки можно также рассчитать путем сложения средних переменных издержек — 32 руб. (20 + 12) и средних постоянных издержек - 18 руб. (36 000 / 2000); 32 + 18 = 50 (руб.). Ответ – б.
Комментарии к заданию 6 К бухгалтерскими внешним издержками в данном случае должны быть отнесены: проценты по кредиту (50000 * 0,2 = 10000 руб.). Внутренние издержки представляют собой в данном случае потери заработной платы (5000 * 12 = 60000 руб.) и потери процентов на вложенные в дело личные сбережения 15000 руб. (15000 * 0.12 = 1800 руб.) или всего 61800 руб. (60000 + 1800). Таким образом, экономические издержки включают явные затраты и неявные затраты и за год составляют: 10000 + 61800 = 71800 руб. Ответ – в.
Тема 20. Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции
Комментарий к заданию 4. Основными условиями минимизации убытков на рынке совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и предельных издержек MR=MC, а цена за единицу продукции равна предельному доходу P=MR и больше средних переменных издержек P>AVC. Ответ – б.
Комментарий к заданию 5. Точка безубыточности представляет собой ситуацию, в которой цена совпадает со средними общими издержками равными предельным: Р = АТС = МС. Применительно к данному условию 100 + 100000/Q = 200. Отсюда 100Q + 100000 = 200Q или 100000 = 100Q, то есть Q = 1000. Ответ – в.
Комментарий к заданию 6. Условием долгосрочного равновесия является равенство нулю экономической прибыли, то есть совпадение средних общих издержек с ценой. Одновременно средние общие издержки должны быть минимальными. То есть должно выполняться условие: Р = min
. Исходя из этого, находим средние общие издержки и выбираем минимальное значение: 74/10; 85/20; 150/30; 220/40; 280/50 равно 7,4; 4,25; 5; 5,5; 5,6. Таким образом, минимальное значение долгосрочных издержек, равное цене составляет 4,25 руб. Ответ – г.
Комментарий к заданию 7. Чтобы найти прибыль или убытки фирмы при данном объеме выпуска, следует сопоставить значение цены и средних общих издержек. Величина средних издержек может быть определена как отношение общих издержек (ТС) к величине объема (q). Исходя из того, что TC=8q+8q2, т. о. АТС=8+8∙2q. Подставив значение q=10, найдем АТС=(8+16∙10)=168 руб. Если цена равна 126 руб., то фирма имеет убытки в размере 126-168=-42 в расчете на единицу продукции. Общая величина убытков будет соответственно равна -42∙20=-840. Ответ – б.
Тема 21. Предприятие в условиях чистой монополии
Комментарий к заданию 4. Основными условиями максимизации прибыли на рынке монополии является равенство предельного дохода и предельных издержек MR=MC, а цена за единицу продукции больше средних общих издержек P>AТC. Ответ - в.
Комментарий к заданию 5. Условия максимизации прибыли выполняется тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам
MR = MC (1)
Предельный доход можно получить, рассчитав производную общей выручки:
MR = R (2)
Общую выручку можно получить, умножив количество проданных товаров на цену единицы товара:
R = P´Qd (3)
Выразив цену из формулы спроса, приведенной в условии задачи, получаем:
P = (5000 - Qd)/2 = 2,5Qd (4)
Подставляя выражение (4) в выражение (3), получаем:
R = P´Qd = (2,5Qd)´Qd = 2500´Qd - 0,5´Q2d (5)
Подставляя выражение (5) в выражение (2), получаем:
MR = R = (2500Qd - 0,5Q2d)¤ = 2500 – Qd (6)
Предельные затраты можно получить, рассчитав производную общих затрат:
MC = C (7)
Подставляя выражение для общих затрат из условия задачи в выражение (7), получаем:
MC = (3Q2s + 8Qs)¤ = 6Qs + 8 (8)
Поскольку для максимизации прибыли фирма произведет именно столько единиц продукции. сколько сумеет продать, Qs = Qd = Q.
Подставляя выражения (6) и (8) в выражение (1), получаем:
2500 - Q = 6Q + 8;
7Q = 2492;
Q = 2492/7 = 356.
Если фирма произведет и продаст 356 единиц продукции, то цена единицы продукции при этом составит (из выражения (4)):
P = 2/2 = 2= 2322 (руб.).
Выручка фирмы при этом составит (из выражения (3)):
R = 2322´356 = 826632 (руб.).
Общие затраты фирмы составят (из условия задачи):
C = 3´3562 + 8´356 = 380208 + 2848 = 383056 (руб.).
Прибыль фирмы рассчитывается как разница между выручкой и затратами:
826= 443576 (руб.). Ответ – а.
Тема 22. Предприятие в условиях монополистической конкуренции и олигополии
Комментарий к заданию 5. Максимальная прибыль предприятия, работающего на рынке монополистической конкуренции, будет соответствовать площади четырехугольника образованного пересечением перпендикуляра, проведенного через точку (К) где MR=MC, с кривой средних общих издержек (ATC) и кривой спроса (D). Таким образом Pmax =
= (30-15)∙25=375. Ответ – в.
Тема 23. Спрос на ресурсы и их эффективное использование.
Комментарий к заданию 4. Искомые значения труда и капитала являются координатами точки касания изокванты Y=L∙K (при некотором Y) и изокосты 4L+5K=30. Общие точки этих двух кривых удовлетворяют системе
. Отсюда К=(30-4L)/5=6-0.8L и тогда Y=L(6-0,8L)=6L-0,8L2. Найдем максимум Y по L:
, т. е. L=3.75. Подставим значение L в уравнение 4L+5K=30; 4∙3.75+5K =30, тогда K=3 и максимальный выпуск равен 11*3,75) Ответ – а.
Комментарий к заданию 5. Минимальные издержки C соответствуют точке касания изокванты 100K∙L=100 и изокосты 30L+120K=C. Общие точки этих двух кривых удовлетворяют системе
. Отсюда К=1/L соответственно C=30L+120/L. Найдем минимум C по L
, т. е. L=2. Тогда K∙2=1; К=0,5. Для получения минимальных издержек подставим значение K и L во второе уравнение системы 30∙2+120∙0.5=120. Средние издержки определяются как издержки, приходящиеся на единицу выпуска, т. е. 120/100=1,2. Ответ – а.
Комментарии к заданию 6. Цена на ресурс X (Цх) равна 120 руб. и цена ресурса Y (Цу) равна 90 руб.; предельный продукт ресурса х (ППx) равен 20 и предельный продукт у (ППу) равен 15. Для нахождения цены товара, максимизирующего прибыль предприятия при минимизации издержек, используются следующие отношения:
, где
ППД — (предельный продукт в денежном выражении или предельный доход ресурса) = ПП (предельный продукт) * Ц.
Подставив в предыдущее равенство значение ППД, получим: ![]()
Из данного уравнения можно найти цену, при которой предприятие будет максимизировать свою прибыль: 
Тема 24. Национальная экономика и общественный продукт.
Комментарий к заданию 4. Согласно закона Оукена повышение фактического уровня безработицы сверх ее естественного уровня на 1% означает отставание фактического ВВП на 2.5%, следовательно 8%-6%=2%, т. о. отставание ВВП составит 5% или 5 трлн. руб. и следовательно размер потенциального ВВП составит 105 трлн. руб. Ответ – а.
Комментарий к заданию 5. ЧНД=ВВП-А-Нк, т. о. ЧНД=0=4200 млрд. руб. Ответ – б.
Комментарий к заданию 6. Решение: ВНП может быть рассчитан по методу суммирования расходов: ВНП=Пр + И + Гр + Эч, таким образом, И=60000-(24000+13000+9000)= 14000 млрд. руб. Ответ – а.
Тема 25. Макроэкономическое равновесие, основанное на приоритете сферы производства.
Комментарий к заданию 5. Используя условие задачи об органическом строении капитала (C/V), где C - постоянный капитал, V-переменный капитал в подразделениях оно составит(4:1 и 2:1), рассчитаем вначале величину переменного капитала. В I и II подразделениях он равен соответственно 1:4) и :2) ден. ед. При норме прибавочной стоимости (m,) в подразделениях, равной 100%, прибавочные продукты (m) также будут равны 1200 и 900 ден. ед. Расчет производится по формуле m,=m/v∙100%. Представим стоимостную структуру продукта подразделений:
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |


