Итак, при выборе производственной программы при наличии одного лимитирующего фактора, следует сравнивать маржинальную прибыль в расчете на лимитирующий фактор. В большинстве случаев действует не один, а несколько лимитирующих факторов. Оптимизация реализационной картины в данном случае решается с помощью линейного программирования (Хорнгрен и Фостер, 1995) или с помощью имитационного моделирования на простых аналитических моделях (расчеты балансов мощностей, матричные модели) (Хан, 1997).
3.3.2. «ПОКУПАТЬ ИЛИ ПРОИЗВОДИТЬ» (решения по аутсорсингу)
При возникновении вопроса: производить собственными силами или покупать комплектующие изделия учитываются как количественные, так и качественные факторы. Например, запасные части для ремонта изготовленные собственными силами на кустарном оборудовании, уступают по качеству и долговечности покупным, и руководство принимает решение приобретать на стороне. При анализе ситуации следует учитывать простой мощностей. Имеют место постоянные расходы, которые не зависят от того, производится что-либо или нет. Поэтому, анализируя ситуацию необходимо учесть нерелевантность постоянных затрат.
Ситуация:
В калькуляции себестоимости показаны затраты, формирующие себестоимость запчасти (в долл.)
Калькуляция себестоимости запчасти
Статья затрат | Себестоимость изготовления запчасти, $. | |
Всего наед. | Удельные затраты | |
Основные материалы | 10 000 | 1 |
Зарплата производственных рабочих | 80 000 | 8 |
Переменные накладные расходы | 40 000 | 4 |
Постоянные накладные расходы | 50 000 | 5 |
Всего | 18 |
Поступило предложение покупать эту запчасть за 16 долл. Какое решение должна принять компания?
Решение. Первоначальное сравнение себестоимости 18 долл. и цены 16 долл. говорит в пользу последней.
Релевантные | Общие суммы | Удельные суммы | ||
показатели | Произвести | Купить | Произвести | Купить |
Затраты на покупку | 160000 | 16 | ||
Основные материалы | 10 000 | 1 | ||
Зарплата производственных рабочих | 80 000 | 8 | ||
Переменные косвенные расходы | 40 000 | 4 | ||
Постоянные косвенные расходы, без которых можно обойтись в случае выбора «купить» | 20 000 | 2 | ||
Всего релевантных затрат | 15 | 16 | ||
Разница в пользу «? » | 1 |
Шаг 1. Но такое решение преждевременно. Нужно выбрать релевантные затраты из альтернативных вариантов. Рассмотрим постоянные косвенные расходы (50 000 долл.). Возможно 30 000 долл. представляют расходы, от которых нельзя избавиться при снятии с производства запчасти № 300. Это амортизация, налог на имущество, страховые платежи, зарплата администрации цеха. В тоже время, 20 000 долл. общих постоянных расходов можно снять.
Шаг 2 . При анализе данной ситуации не достаточно ограничиться вопросом: «купить или произвести?». Нужно оценить возможности использования освободившихся мощностей. Допустим, мы можем производить изделия с маржинальной прибылью в 19 000 долл. или продать станки за 5 000 долл. Сравним четыре варианта.
Данные для принятия решения
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | |
Показатели, дол. | Производить | Покупать и оставить простаивать оборудование | Покупать и использовать оборудование для производства др. продукции | Покупать и сдать оборудование в аренду |
Арендная плата (доход) | – | – | – | 5 |
Маржинальная прибыль от выпуска другой продукции | – | – | 19 | – |
Затраты по запчасти № 000 | 150 | 160 | 160 | 160 |
Чистые релевантные затраты | 150 | 160 | 141 | 155 |
Анализ показал, что оптимальным вариантом является покупка запчасти № 300 с занятием освободившегося оборудования под другую продукцию.
3.3.3. РЕШЕНИЯ ОБ ОБЪЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА
Анализ соотношения затраты-объем-прибыль (CVP-анализ, анализ безубыточности) направлен на изучение влияния на прибыль изменений объема деятельности, цен реализации, удельных переменных затрат и общих постоянных затрат.
Основные допущения при анализе соотношения затраты-объем-прибыль:
1. На величину выручки и затрат влияет единственный фактор - изменение объема деятельности.
2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные;
3. В диапазоне релевантности выручка и переменные затраты изменяются прямо-пропорционально изменению объема деятельности.
4. Постоянные расходы не зависят от объема в пределах области релевантности;
5. Неизменны продажные цены; покупные цены на материалы; производительность труда;
6. Незавершенное производство отсутствует, стабильно или его изменения незначительны; то есть объем производства равен объему продаж (влияние изменения величины запасов на CVP-анализ зависит от того, какой метод оценки запасов применяется);
7. Производится либо один продукт, либо при производстве нескольких видов продукции их ассортимент не меняется. Изменяется только количество.
Точкой безубыточности (критической точкой) называется то количество проданной продукции, при котором выручка равна всем затратам, а значит операционная прибыль равна нулю.
Алгебраический метод определения точки безубыточности.
Например, при составлении бюджета продаж гравюр используются следующие данные: покупная цена одной гравюры составляет 120 руб. за единицу; продажная цена – 200 руб. Стоимость аренда торгового места составляет 2 000 руб. Арендная плата фиксирована и не зависит от объема продаж.
Подставим данные в уравнение:
200 руб. ´ Х - 1 200 руб. ´ Х - 2 000 руб. = 0 руб.
80 руб. ´ Х = 2 000 руб.
Х (объем в точке безубыточности) = 2 000 руб. ¸ 80 руб. = 25 гравюр
Рассчитаем точку безубыточности используя показатель удельной маржинальной прибыли (200 руб. – 120 руб. = 80 руб.).
Х (в точке безубыточности) =
Графический метод определения точки безубыточности

Точка безубыточности при выпуске расширенного ассортимента продукции. Так как разные ассортиментные позиции продукции связаны с разными переменными затратами, имеют разную цену, поэтому они имеют разную удельную маржинальную прибыль. Следовательно, при выпуске несколько видов продукции, точка безубыточности зависит от структуры продаж.
Допустим, что при изменении объема продаж, структурных сдвигов не происходит. Производятся два вида продукции. Структура продаж такова: на три единицы продукта 1 продается 2 единицы продукта 2. В этом случае точка безубыточности равна:

Рассмотрим методику расчета на примере. Вы составляете бюджет продаж на следующий сезон. Планируется продавать гравюры и акварели. Показатели бюджета продаж следующие:
Гравюры | Акварели | Всего | |
Количество проданного товара, единиц | 60 | 40 | 100 |
Выручка, соответственно 200 руб. и 100 руб. за единицу, руб. | 12 000 | 4 000 | 416 000 |
Переменные затраты, соответственно 120 руб. и 70 руб. на единицу, руб. | 7 200 | 2 800 | 10 000 |
Маржинальная прибыль на единицу, соответственно 80 руб. и 30 руб., руб. | 4 800 | 1 200 | 6 000 |
Постоянные затраты, руб. | 4 500 | ||
Операционная прибыль, руб. | 1 500 |
Запланирована структура продаж: на каждые три проданные гравюры продается две акварели. Структура продаж не меняется.
Расчет примет вид:
Точка безубыточности равна 75 единицам, в случае, если продается 45 гравюр и 30 акварелей, то есть если сохраняется пропорция: 3 гравюры на 2 акварели. При таких структуре и объеме продаж прибыль будет равна нулю, так как маржинальная прибыль в сумме 4 500 руб. ( 80 руб. ´ 45 = 3 600 руб. + 30 руб. ´ 30=900 руб.) равна постоянным затратам в сумме 4 500 руб.
Плановая операционная прибыль.
CVP-анализ используется для определения объема продаж, при котором может быть получена прибыль заданной величины. Для этого предприятие должно получить такой маржинальная прибыль, который покроет постоянные затраты и планируемую сумму прибыли.
Пример. Основываясь на данных первого примера, рассчитаем, сколько гравюр нужно продать, чтобы получить прибыль в сумме 1 200 руб. Используем равенство:
200 руб. ´ х- 120 руб. ´ х - 2 000 руб. = 1 200 руб.
80 руб. ´ х = 2 000 руб. + 1 200 руб. = 3 200 руб.
х = 3 200 руб. ¸ 80 руб. на единицу = 40 единиц
м:
Объем продаж можно рассчитать не только в количественном, но и в стоимостном выражении. Для исчисления объема продаж, необходимого для получения плановой прибыли используется показатель удельного маржинальной прибыли. Формула примет вид:
![]()
.
3.3.4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Ценообразование в России осуществляется с учетом конкуренции и покупателей, но наибольшее влияние на него оказывают затраты. Причем, не смотря на трудности со сбытом продукции реализация по ценам не превышающим себестоимость не нашла очень широкого распространения, не смотря на экономическую целесообразность в ряде случаев. Это связано как с издержками налогового законодательства, так с незнанием преимуществ маржинального подхода.
Во-первых он, детализируя информацию о переменных и постоянных затратах, облегчает проведение анализа «затраты – объем – прибыль» и установление разумной цены. Он позволяет установить минимально целесообразную цену. Максимальная цена определяется рыночным спросом и не зависит от затрат, минимальная основывается на переменных расходах. Во-вторых, несовершенные методы распределения косвенных расходов, значительная часть которых относится к постоянным, искажают информацию о себестоимость конкретных видов продукции и снижают объективность ценообразования. При маржинальном подходе, косвенные затраты, входящие в состав постоянных не принимаются в расчет. В-третьих, маржинальный подход удобно использовать при моделировании ситуаций со спецзаказами (ниже себестоимости). В четвертых, при осуществлении стратегии внедрения установить «цену проникновения». Подобной стратегией часто пользуются японские фирмы. Так в 70-е гг. на рынке компьютерных принтеров в США доминировали американские фирмы. Однако в настоящее время значительный объем рынка этой продукции контролируется японскими фирмами, такими как «Epson», «Panasonik», др. (Гольцев, 1998).
Изменение цен при конкуренции.
Пример. Оптика планирует выпускать новые очки. В связи с тем, что конкурент реализует аналогичную продукцию по цене 250 руб. компания стоит перед выбором варианта цены на новое изделие. Чтобы завоевать рынок сбыта нужно обеспечить либо более высокое качество, либо более низкую цену. Прогнозные показатели при двух вариантах даны в таблице
Прогнозные данные для принятия решения
Показатели | Вариант 1 (высокое качество) | Вариант 2 (среднее качество) |
Цена реализации, руб. | 300 | 200 |
Удельные переменные расходы, руб. | 100 | 80 |
Постоянные затраты, руб. | 3 000 000 | 2 400 000 |
Объем производства, шт. | 25 000 | 25 000 |
Прибыль, руб. | 2 000 000 | 600 000 |
Как видно из таблицы более выгоден первый вариант, Во втором случае для достижения прибыли первого варианта нужно увеличить объем продаж на 36 667 пар. ((2 400 000 + 2 000 000) / (200 – 80)).
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 |


