ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ
к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
специализация «Инновационный менеджмент»
1. На основе данных таблицы рассчитать показатели экономической эффективности инвестиционного проекта:
1) чистый дисконтированный доход (NPV),
2) индекс рентабельности инвестиций с учетом фактора времени (PI),
Проект | Денежные поступления по годам, млн руб. | Ставка процента, % | Инвестиции, млн руб. | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | ||
Б | 20,0 | 25,0 | 21,7 | 25,0 | 21,2 | 13 | 42,0 | 6,0 | 6,0 |
2. Исследовательская группа из трех человек разработала прибор, запатентовав свою разработку. Рассчитать сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора. Прогнозируемый выпуск приборов составляет 1200 шт. за 5 лет. Цена одного прибора – 18 тыс. руб. Величина роялти (R) = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%.
Рассчитайте сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора для определения параметров технологического процесса изготовления стекла. Прогнозная потребность в приборах составляет 500 штук за 5 лет. Стоимость одного прибора - 50 тыс. руб. Величина роялти -15%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 35%.
Решение
Определим стоимость всего объема выпуска приборов за 5 лет:
Ctq = Цед. х Q = 50 х 500 =тыс. руб.
Стоимость лицензии:
Ст =25 000x0,15 = 3750 тыс. руб.
Объем вознаграждения:
П =3750x0,35= 1312,5 тыс. руб.
Исследовательская группа из трёх человек разработала прибор, запатентовав свою разработку.
Рассчитайте сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора и распределение вознаграждения между участниками. Прогнозная потребность в приборах составляет 1 200 шт. за 5 лет. Стоимость одного прибора – 18 тыс. руб. Величина роялти R = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%. Доли участия в разработке исследователей – 1- 30%; 2 – 20%; 3 – 50%.
Решение:
1200*18000=21600000 руб.
R=21600000*0,2=4320000 руб.
Добщ=0,3*4320000=1296000 руб.
Д1= 0,3*1296000=388800 руб.
Д2=0,2*1296000=259200 руб.
Д3=0,5*1296000=648000руб.
3. Обоснуйте свою точку зрения по поводу причин возрастания роли инновационного менеджмента в организации:
а) Появление информационных технологий;
б) Усиление роли инноваций среди факторов развития организаций;
в) Усложнение процессов производства продукции;
г) Конкуренция между фирмами производителями.
4. Вывод на рынок нового товара требует дополнительных оборотных средств. Организация берет кредит сроком на 1 год. Рассчитать полную сумму затрат на этот проект исходя из того, что NPV равен 300000 руб. при годовом обороте 1,5 млн. руб. и норме дисконта 0,2.
5. Выбрать наиболее рациональный вариант вложения 20 млн. денежных единиц на 1 год: финансирование инновационного проекта, покупка пакета акций, хранение средств на банковском депозите, если:
- годовые дивиденды по акциям составляют 20%; 4млн
- срочный депозит с простой ставкой 15% годовых; 3 млн
- сумма чистой прибыли по инновационному проекту 3 млн. руб.
6. Определить цену товара, при которой NPV за год составит 2 млн. руб., годовой оборот - 100 млн. руб. Полная себестоимость единицы продукции 1000 руб. Капитальные вложения составляют 5 млн. руб. Норма дисконта равна 0,1.
7. Отборочный комитет рассматривает два проекта. Период окупаемости инвестиций проекта А составляет 18 месяцев. Затраты на проект Б 125 тыс. руб., ожидаемый приток денежных средств 50 тыс. руб. в первый год и 25 тыс. руб. каждый квартал последующих лет. Какой проект нужно предпочесть?
1) или проект А, или проект Б, так как у них одинаковый период окупаемости инвестиций;
2) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 21 месяц;
3) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 24 месяца;
4) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 20 месяцев.
8. Для осуществления инновационного проекта предпринимателю необходимо приобрести оборудование стоимостью 50 тыс. руб. Принято решение о приобретении оборудования в лизинг. Рассчитать лизинговые платежи за год по договору лизинга при следующих условиях договора:
- амортизационные отчисления – 10 тыс. руб.;
- плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества – 6 тыс. руб.;
- комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга – 3 тыс. руб.;
- НДС, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингода%.
Лиз. платежи
10+6+3=19 всего затраты без ндс
19*18%=3,42
Всего с ндс 19+3,42=22,42 в год
22,42/12=1,868 в месяц
9. Предложены к внедрению три изобретения. Какое из них является наиболее рентабельным по индексу доходности?
№ | Инвестиции (К) млн. руб. | Предполагаемый доход (Д) в млн. руб. |
1 | 500 | 750 |
2 | 800 | 1000 |
3 | 1200,0 | 1800 |
10. Имеется инновационный проект, первоначальные инвестиции в реализацию которого составляют 575 тыс. руб. Проект будет приносить 25 тыс. руб. прибыли каждый квартал в течение 2 лет, а затем 75 тыс. руб. в квартал. Каким будет период окупаемости?
1) 40 месяцев.
2) 38 месяцев.
3) 39 месяцев. Ответ 39
4) 41 месяц.
11. Дисконтированный доход от реализации проекта в 1-м году составил 1000 тыс. руб., во 2-м году 2000 тыс. руб., в 3-м – 3000 тыс. руб., а в 4 – м 4000 тыс. руб. Дисконтированные капитальные вложения в проект – 5000 тыс. руб. Определить срок окупаемости капитальных вложений.
12. Капитальные вложения, связанные с осуществлением инновационного проекта, составили в 1-м году 5000 тыс. руб., а во 2-м году 1000 тыс. руб. Доход от реализации проекта в 1-й год составил 1500 тыс. руб., во 2-й - 2500 тыс. руб., в 3-й – 3500 тыс. руб., а в 4 –й - 4000 тыс. руб. Определить срок окупаемости капитальных вложений с учетом ставки дисконтирования 10%.
13. Организация инвестирует в инновационный проект 80 000 тыс. руб., который в течение последующих пяти лет ежегодно будет приносить по 35 000 тыс. руб. дохода. Норма дисконта по проекту составляет 10%. Определите дисконтируемый индекс рентабельности проекта.
14. Организация реализует проект по техническому перевооружению производства в течение 3-х лет. Для его осуществления необходимы следующие капитальные вложения по годам: 1450 тыс. руб., 1240 тыс. руб., 1250 тыс. руб. Проект генерирует денежный доход с первого года осуществления в следующих суммах: 980 тыс. руб., 1450 тыс. руб., 1780 тыс. руб., 3450 тыс. руб., 4250 тыс. руб. Норма дисконта 12%. Определите чистый дисконтируемый доход NPV по данному инновационному проекту.
15. В организации разработаны два варианта освоения капиталовложений в объеме 30 тыс. евро. Сметная стоимость создаваемого объекта и срок освоения инвестиций одинаковы, но структура по годам периода освоения различна. Норма дисконта 15%. Какой из вариантов с учетом фактора времени является более предпочтительным?
Капитальные вложения | 1 год, тыс. евро | 2 год, тыс. евро | 3 год, тыс. евро | 4 год, тыс. евро | 5 год, тыс. евро | Итоговая сумма инвестиций через 5 лет, тыс. евро |
1 вариант | 2,5 | 3,0 | 6,0 | 8,0 | 10,5 | 30 |
2 вариант | 10,5 | 8,0 | 6,0 | 3,5 | 2,0 | 30 |
16. Необходимо оценить проект по показателю NPV, исходя из приведенных данных при норме дисконта 15% по данным:
Год | Инвестиционные вложения, млн. руб. | Ожидаемые денежные поступления от реализации проекта, млн. руб. |
2013 | 500 000 | |
2014 | 700 000 | |
2015 | 250 000 | |
2016 | 350 000 | |
2017 | 450 000 | |
2018 | 480 000 |
17. В организации осуществлены реконструкция и техническое перевооружение производства, на проведение которых было израсходовано 5 млн. руб. В результате этого денежные поступления по годам составили: 1,2 млн. руб., 1,8 млн. руб., 2,0 млн. руб., 2,5 млн. руб., 2,5 млн. руб. Ставка дисконта 20%. Определите срок окупаемости проекта DPP.
18. Организация планирует внедрить в производство новую технологическую линию. Инвестиционные затраты по проекту составляют 800 000 руб. Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта представлены в таблице:
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год |
Выпуск продукции после освоения технологической линии, шт. | 10 000 | 15 000 | 20 000 |
Цена ед. продукции, руб. | 200 | 180 | 175 |
Себестоимость единицы продукции руб./шт. | 150 | 140 | 135 |
В том числе амортизация, руб./шт. | 15 | 10 | 7,5 |
Налоги и прочие отчисления, руб. | 250 000 | 300 000 | 350 000 |
Ставка дисконта 20%. Определите чистый дисконтируемый доход по проекту (NPV) и индекс рентабельности с учетом фактора времени (DPI).
1. Объем реализации, руб.:
первый год = 200 *10 000 = 2 000 000,
второй год =180 *15 000 = 2 700 000,
третий год = 175 *20 000 = 3 500 000.
2. Себестоимость реализованной продукции, руб.:
первый год = 150 *10 000 = 1 500 000,
второй год = 140 *15 000 = 2 100 000,
третий год = 135 *20 000 = 2 700 000.
3.Прибыль (валовая) от реализации, руб.:
первый год = 2 000 000 - 1 500 000 = 500 000,
второй год =2 700 000 - 2 100 000 = 600 000,
третий год = 3 500 000 - 2 700 000 = 800 000.
4. Чистая прибыль (валовая прибыль минус налоги), руб.:
первый год = 500 000 - 250 000 = 250 000,
второй год = 600 000 - 300 000 = 300 000,
третий год = 800 000 - 350 000 = 450 000.
5. Чистый доход (чистая прибыль плюс амортизация), руб.:
первый год = 250 000 + 150 000 = 400 000,
второй год = 300 000 + 150 000 = 450 000,
третий год =450 000 + 150 000 = 600 000.
6. Сумма приведенных эффектов, руб.:
400000/(1+0,2) + 450000/(1+0,2)2 + 600/(1+0,2)3 = 993055.


