ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ

к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности «Менеджмент организации»

специализация «Инновационный менеджмент»

1. На основе данных таблицы рассчитать показатели экономической эффективности инвестиционного проекта:

1) чистый дисконтированный доход (NPV),

2) индекс рентабельности инвестиций с учетом фактора времени (PI),

Проект

Денежные поступления по годам, млн руб.

Ставка процента, %

Инвестиции, млн руб.

1

2

3

4

5

1

2

3

Б

20,0

25,0

21,7

25,0

21,2

13

42,0

6,0

6,0

2. Исследовательская группа из трех человек разработала прибор, запатентовав свою разработку. Рассчитать сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора. Прогнозируемый выпуск приборов составляет 1200 шт. за 5 лет. Цена одного прибора – 18 тыс. руб. Величина роялти (R) = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%.

Рассчитайте сумму вознаграждения за использование патента на изобретение нового прибора для определения параметров технологического процесса изготовления стекла. Прогнозная потребность в приборах составляет 500 штук за 5 лет. Стоимость одного прибора - 50 тыс. руб. Величина роялти -15%. Доля вознаграждения от об­щей суммы отчислений составляет 35%.

Решение

Определим стоимость всего объема выпуска приборов за 5 лет:

Ctq = Цед. х Q = 50 х 500 =тыс. руб.

Стоимость лицензии:

Ст =25 000x0,15 = 3750 тыс. руб.

Объем вознаграждения:

П =3750x0,35= 1312,5 тыс. руб.

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

 Исследовательская  группа из трёх человек разработала прибор, запатентовав свою разработку.

 Рассчитайте сумму вознаграждения за использование  патента на изобретение нового прибора  и распределение вознаграждения между участниками. Прогнозная потребность  в приборах составляет 1 200 шт. за 5 лет. Стоимость одного прибора – 18 тыс. руб. Величина роялти R = 20%. Доля вознаграждения от общей суммы отчислений составляет 30%. Доли участия в разработке исследователей – 1- 30%; 2 – 20%; 3 – 50%.

 Решение:

 1200*18000=21600000 руб.

 R=21600000*0,2=4320000 руб.

 Добщ=0,3*4320000=1296000 руб.

 Д1= 0,3*1296000=388800 руб.

 Д2=0,2*1296000=259200 руб.

 Д3=0,5*1296000=648000руб. 
 
 

3. Обоснуйте свою точку зрения по поводу причин возрастания роли инновационного менеджмента в организации:

а) Появление информационных технологий;

б) Усиление роли инноваций среди факторов развития организаций;

в) Усложнение процессов производства продукции;

г) Конкуренция между фирмами производителями.

4. Вывод на рынок нового товара требует дополнительных оборотных средств. Организация берет кредит сроком на 1 год. Рассчитать полную сумму затрат на этот проект исходя из того, что NPV равен 300000 руб. при годовом обороте 1,5 млн. руб. и норме дисконта 0,2.

5. Выбрать наиболее рациональный вариант вложения 20 млн. денежных единиц на 1 год: финансирование инновационного проекта, покупка пакета акций, хранение средств на банковском депозите, если:

-  годовые дивиденды по акциям составляют 20%; 4млн

срочный депозит с простой ставкой 15% годовых; 3 млн

-  сумма чистой прибыли по инновационному проекту 3 млн. руб.

6. Определить цену товара, при которой NPV за год составит 2 млн. руб., годовой оборот - 100 млн. руб. Полная себестоимость единицы продукции 1000 руб. Капитальные вложения составляют 5 млн. руб. Норма дисконта равна 0,1.

7. Отборочный комитет рассматривает два проекта. Период окупаемости инвестиций проекта А составляет 18 месяцев. Затраты на проект Б 125 тыс. руб., ожидаемый приток де­нежных средств 50 тыс. руб. в первый год и 25 тыс. руб. каждый квартал последующих лет. Какой проект нужно предпочесть?

1) или проект А, или проект Б, так как у них одинаковый пери­од окупаемости инвестиций;

2) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 21 месяц;

3) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 24 месяца;

4) проект А, так как период окупаемости инвестиций проекта Б - 20 месяцев.

8. Для осуществления инновационного проекта предпринимателю необходимо приобрести оборудование стоимостью 50 тыс. руб. Принято решение о приобретении оборудования в лизинг. Рассчитать лизинговые платежи за год по договору лизинга при следующих условиях договора:

- амортизационные отчисления – 10 тыс. руб.;

- плата за используемые кредитные ресурсы лизингодателем на приобретение имущества – 6 тыс. руб.;

- комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга – 3 тыс. руб.;

- НДС, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингода%.

Лиз. платежи

10+6+3=19 всего затраты без ндс

19*18%=3,42

Всего с ндс 19+3,42=22,42 в год

22,42/12=1,868 в месяц

9. Предложены к внедрению три изобретения. Какое из них является наиболее рентабельным по индексу доходности?

Инвестиции (К) млн. руб.

Предполагаемый доход (Д) в млн. руб.

1

500

750

2

800

1000

3

1200,0

1800

10. Имеется инновационный проект, первоначальные инвестиции в реализацию которого составляют 575 тыс. руб. Проект будет приносить 25 тыс. руб. прибыли каждый квартал в течение 2 лет, а затем 75 тыс. руб. в квартал. Ка­ким будет период окупаемости?

1) 40 месяцев.

2) 38 месяцев.

3) 39 месяцев. Ответ 39

4) 41 месяц.

11. Дисконтированный доход от реализации проекта в 1-м году составил 1000 тыс. руб., во 2-м году 2000 тыс. руб., в 3-м – 3000 тыс. руб., а в 4 – м 4000 тыс. руб. Дисконтированные капитальные вложения в проект – 5000 тыс. руб. Определить срок окупаемости капитальных вложений.

12. Капитальные вложения, связанные с осуществлением инновационного проекта, составили в 1-м году 5000 тыс. руб., а во 2-м году 1000 тыс. руб. Доход от реализации проекта в 1-й год составил 1500 тыс. руб., во 2-й - 2500 тыс. руб., в 3-й – 3500 тыс. руб., а в 4 –й - 4000 тыс. руб. Определить срок окупаемости капитальных вложений с учетом ставки дисконтирования 10%.

13. Организация инвестирует в инновационный проект 80 000 тыс. руб., который в течение последующих пяти лет ежегодно будет приносить по 35 000 тыс. руб. дохода. Норма дисконта по проекту составляет 10%. Определите дисконтируемый индекс рентабельности проекта.

14. Организация реализует проект по техническому перевооружению производства в течение 3-х лет. Для его осуществления необходимы следующие капитальные вложения по годам: 1450 тыс. руб., 1240 тыс. руб., 1250 тыс. руб. Проект генерирует денежный доход с первого года осуществления в следующих суммах: 980 тыс. руб., 1450 тыс. руб., 1780 тыс. руб., 3450 тыс. руб., 4250 тыс. руб. Норма дисконта 12%. Определите чистый дисконтируемый доход NPV по данному инновационному проекту.

15. В организации разработаны два варианта освоения капиталовложений в объеме 30 тыс. евро. Сметная стоимость создаваемого объекта и срок освоения инвестиций одинаковы, но структура по годам периода освоения различна. Норма дисконта 15%. Какой из вариантов с учетом фактора времени является более предпочтительным?

Капитальные вложения

1 год, тыс. евро

2 год, тыс. евро

3 год, тыс. евро

4 год, тыс. евро

5 год,

тыс. евро

Итоговая сумма инвестиций через 5 лет, тыс. евро

1 вариант

2,5

3,0

6,0

8,0

10,5

30

2 вариант

10,5

8,0

6,0

3,5

2,0

30

16. Необходимо оценить проект по показателю NPV, исходя из приведенных данных при норме дисконта 15% по данным:

Год

Инвестиционные вложения, млн. руб.

Ожидаемые денежные поступления от реализации проекта, млн. руб.

2013

500 000

2014

700 000

2015

250 000

2016

350 000

2017

450 000

2018

480 000

17. В организации осуществлены реконструкция и техническое перевооружение производства, на проведение которых было израсходовано 5 млн. руб. В результате этого денежные поступления по годам составили: 1,2 млн. руб., 1,8 млн. руб., 2,0 млн. руб., 2,5 млн. руб., 2,5 млн. руб. Ставка дисконта 20%. Определите срок окупаемости проекта DPP.

18. Организация планирует внедрить в производство новую технологическую линию. Инвестиционные затраты по проекту составляют 800 000 руб. Ожидаемые результаты от реализации инновационного проекта представлены в таблице:

Показатели

1 год

2 год

3 год

Выпуск продукции после освоения технологической линии, шт.

10 000

15 000

20 000

Цена ед. продукции, руб.

200

180

175

Себестоимость единицы продукции руб./шт.

150

140

135

В том числе амортизация, руб./шт.

15

10

7,5

Налоги и прочие отчисления, руб.

250 000

300 000

350 000

Ставка дисконта 20%. Определите чистый дисконтируемый доход по проекту (NPV) и индекс рентабельности с учетом фактора времени (DPI).

1. Объем реализации, руб.:

  первый год = 200 *10 000 = 2 000 000,

  второй год  =180 *15 000 = 2 700 000,

  третий год = 175 *20 000 = 3 500 000.

 2. Себестоимость реализованной продукции, руб.:

  первый год = 150 *10 000 = 1 500 000,

  второй год = 140 *15 000 = 2 100 000,

  третий год = 135 *20 000 = 2 700 000.

 3.Прибыль (валовая) от реализации, руб.:

  первый год = 2 000 000 - 1 500 000 = 500 000,

  второй год  =2 700 000 - 2 100 000 = 600 000,

  третий год = 3 500 000 - 2 700 000 = 800 000.

 4. Чистая прибыль (валовая прибыль минус налоги), руб.:

  первый год = 500 000 - 250 000 = 250 000,

  второй год = 600 000 - 300 000 = 300 000,

  третий год = 800 000 - 350 000 = 450 000.

 5. Чистый доход (чистая прибыль плюс амортизация), руб.:

  первый год = 250 000 + 150 000 = 400 000,

  второй год = 300 000 + 150 000 = 450 000,

  третий год =450 000 + 150 000 = 600 000.

 6. Сумма приведенных эффектов, руб.:

  400000/(1+0,2) + 450000/(1+0,2)2 + 600/(1+0,2)3 = 993055.