Контрольные работы по экономике здравоохранения для студентов направления «Сестринское дело», 4 курс, заочное отделение, 2015/16 учебный год, осенний семестр
Контрольная работа №1
Тема: «Расчет точки безубыточности при продаже медицинских услуг»
Учебные цели: студент должен уметь использовать метод анализа цены безубыточности для определения оптимальной цены и объема продаж на уровне, обеспечивающим целевой размер прибыли..
Задание №1.
Используя данные, представленные в таблице, рассчитать точку безубыточности, построить график безубыточности и проанализировать полученные результаты.
Значения цены | Общее кол-во мед. услуг, тыс. ед. | Цена 1 услуги, руб. | Валовый доход, тыс. руб. | Переменные затраты на 1 мед. услугу, руб. | Постоянные расходы, тыс. руб. | BEP, тыс. ед. | Прибыль, тыс. руб. | |
N | P | TR | VC | TFC | Q | R | ||
Пример | 1 | 300 | 20 | 6000 | 15 | 200 | 40 | 1300 |
2 | 300 | 25 | 7500 | 15 | 200 | 20 | 2800 | |
3 | 300 | 17 | 5100 | 15 | 200 | 100 | 400 | |
Задание | 1 | 400 | 25 | 20 | 300 | |||
2 | 400 | 30 | 20 | 300 | ||||
3 | 400 | 35 | 20 | 300 |
Алгоритм выполнения задания
1 этап. Рассчитайте точку безубыточности (BEP). Эта точка показывает количество произведенных медицинских услуг, при котором доход от продаж равен валовым издержкам, а прибыль равна нулю.
В точке BEP доход равен издержкам: P х Q = TFC + (VC х Q), отсюда
Q = TFС / (Р – VC)
Пример: для первого значения цены 20 руб. за одну услугу
Q (BEP) = 200 / (20-15) = 40 (тыс. ед.)
|
|
|
2 этап. Рассчитайте валовый доход (TR) в точке, соответствующей критическому объему производства (BEP) для всех значений цены по формуле: TR (BEР) = Р х Q (BEР)
Пример: для первого значения цены 20 руб. за одну услугу
TR (BEР) = 20 х 40 = 800 (тыс. руб.)
|
| |
|
3 этап. Определите прибыль (R) от производства медицинских услуг при различных значения цены по формуле: R = (P x N) – [TFC + (VC x N)]
Пример: для первого значения цены 20 руб. за одну услугу
R (1) = (20 х 300) – (200 + 15 х 300) = 1300 (тыс. руб.)
| |
| |
|
4 этап. Проанализируйте полученные результаты.
Пример: при увеличении цена на медицинскую услугу с 20 до 25 руб. безубыточность достигается при продаже меньшего количества услуг (20 тыс.), а прибыль увеличивается в 2 раза. При снижении цены (с 20 до 17) безубыточность достигается при продаже 100 тыс. услуг, а прибыль при продаже всех услуг снижается в 3 раза. Однако, необходимо учитывать, что безубыточность при более низкой цене может быть достигнута за более короткий промежуток времени, чем при более высокой.
5 этап. Постройте график безубыточности: 1) отложите на оси Y значение постоянных издержек и проведите линию TFC; 2) на оси Х отметьте количество продукции (Q), соответствующее точке BEP при первом значении цены; 3) на оси Y отложите величину дохода в точке BEP и на пересечении линий отметьте саму точку безубыточности; 4) проведите линию дохода TR через начало координат и точку BEP; 5) проведите линию общих затрат через точки TFC и точку BEP; 6) покажите на графике области убыточности и прибыльности; 7) постойте графики безубыточности для других значений цены (на этом же графике).
Контрольная работа №2
Тема: «Анализ показателей лечебно-диагностической деятельности больничных учреждений»
Учебные цели: студент должен уметь проводить анализ показателей лечебно-диагностической деятельности больницы на основе предоставленных данных (показателей деятельности коечного фонда и лечебно-диагностической работы).
Задания: 1) Дайте письменное определение (или характеристики) следующим понятиям: средняя длительность пребывания больного на койке, среднегодовая занятость койки, оборот койки, летальность, показатель расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов.
2) Проанализируйте показатели лечебно-диагностической деятельности больницы на основе данных за 5-летний период (см. задание №2[1] ниже).
Задание №2.
Вариант 1
Проанализируйте основные показатели использования коечного фонда терапевтического блока больницы за 5-летний период (данные представлены в табл. 1). Для подготовки письменного заключения используйте графические изображения.
Какие факторы влияют на уменьшение или увеличение показателя среднего пребывания больного на койке?
Таблица 1
Основные показатели работы терапевтического блока больницы
Годы | Поступило больных | Работа койки | Оборот койки | Среднее пребывание на койке | Леталь-ность (%) | Число коек |
2002 | 3510 | 373,9 | 18 | 20,3 | 3,7 | 194 |
2003 | 3040 | 365,4 | 19 | 19,4 | 3,7 | 164 |
2004 | 2102 | 353,3 | 18,8 | 19,9 | 2,1 | 110 |
2005 | 2138 | 318,7 | 17 | 18,9 | 3,4 | 127 |
2006 | 2660 | 358,4 | 21,8 | 16,5 | 3,0 | 120 |
Вариант 2
Проанализируйте основные показатели работы пульмонологического отделения больницы за 5-летний период (данные представлены в табл. 2). Для подготовки письменного заключения используйте графические изображения.
Какие факторы способствуют уменьшению или увеличению оборота койки в больнице?
Таблица 2
Основные показатели работы пульмонологического отделения больницы
Годы | Поступило больных | Работа койки | Оборот койки | Среднее пребывание на койке | Леталь-ность (%) | Число коек |
2002 | 1002 | 431,7 | 23,4 | 18,4 | 1,7 | 41 |
2003 | 1081 | 427,1 | 25,3 | 16,9 | 3,1 | 42 |
2004 | 1095 | 382,4 | 16,7 | 17,2 | 3,4 | 63 |
2005 | 1205 | 339,4 | 18,1 | 18,2 | 4,4 | 66 |
2006 | 1613 | 389,2 | 24,8 | 16,3 | 4,2 | 64 |
Вариант 3
Проанализируйте основные показатели работы эндокринологического отделения больницы за 5-летний период (данные представлены в табл. 3). Для подготовки письменного заключения используйте графические изображения. Какие факторы влияют на уровень больничной летальности?
Таблица 3
Основные показатели работы эндокринологического отделения больницы
Годы | Поступило больных | Работа койки | Оборот койки | Среднее пребывание на койке | Леталь-ность (%) | Число коек |
2002 | 701 | 387,0 | 18,4 | 21,0 | 0,4 | 37 |
2003 | 693 | 397,8 | 18,0 | 22,0 | 0,5 | 37 |
2004 | 662 | 344,8 | 17,7 | 19,8 | 0,9 | 36 |
2005 | 675 | 272,9 | 15,5 | 17,8 | 2,5 | 42 |
2006 | 771 | 389,2 | 20,5 | 16,1 | 2,3 | 37 |
Вариант 4
Проанализируйте основные показатели работы неврологического отделения больницы за 5-летний период, (данные представлены в табл. 4). Для подготовки письменного заключения используйте графические изображения. Какие причины и факторы способствуют увеличению среднегодовой занятости койки свыше 365 дней в году?
Таблица 4
Основные показатели работы неврологического отделения больницы
Годы | Поступило больных | Работа койки | Оборот койки | Среднее пребывание на койке | Леталь-ность (%) | Число коек |
2002 | 872 | 363,0 | 19,8 | 18,3 | 3,67 | 45 |
2003 | 937 | 385,9 | 20,4 | 18,8 | 2,24 | 44 |
2004 | 868 | 329,6 | 18,9 | 17,4 | 1,5 | 46 |
2005 | 1168 | 346,6 | 23,9 | 13,3 | 1,8 | 51 |
2006 | 1165 | 352,6 | 23,2 | 15,2 | 2,92 | 50 |
Вариант 5
Оцените среднюю длительности пребывания больных на койке по нозологиям в терапевтических отделениях больницы за 5-летний период (табл.5). Для подготовки письменного заключения используйте графические изображения. Определите, на какой процент снизился показатель средней длительности пребывания больных на койке по каждой нозологии за данный период.
Таблица 5
Средняя длительность пребывания больных на койке по нозологиям в терапевтических отделениях больницы
Нозология | 2002 | 2002 | 2002 | 2002 | 2002 |
Острая пневмония | 20,2 | 19,5 | 11,8 | 11,5 | 11,2 |
Бронхиальная астма | 18,8 | 17,1 | 15,9 | 16,0 | 14,3 |
Хронический холецистит | 17,2 | 17,1 | 17,0 | 16,8 | 14,8 |
Сахарный диабет | 20,4 | 18,8 | 17,3 | 15,9 | 15,2 |
Остеохондроз | 23,0 | 18,9 | 17,2 | 13,4 | 14,5 |
Контрольная работа №3
Тема: «Управление издержками организаций здравоохранения»
Учебные цели: студент должен уметь проводить анализ результатов хозяйствования учреждений здравоохранения на основе учета издержек.
Задание №3.
Две стоматологические фирмы «Дента плюс» и «Супер зуб» имеют одинаковые объемы выручки и прибыли, но различную структуру издержек. Оцените перспективы каждой фирмы при:
1) увеличении спроса на стоматологические услуги, и, как следствие, увеличение объема реализации на 10%
2) снижение спроса и объема реализации в условиях экономического кризиса на 15%.
Основные финансовые показатели стоматологических фирм
Показатели | «Дента плюс» | «Супер зуб» | ||
У. е. | % | У. е. | % | |
Выручка | 100 000 | 100 | 100 000 | 100 |
Переменные издержки | 60 000 | 60 | 30 000 | 30 |
Маржинальный доход (= Выручка – Переменные издержки) | 40 000 | 40 | 70 000 | 70 |
Постоянные издержки | 30 000 | - | 60 000 | - |
Прибыль | 10 000 | - | 10 000 | - |
Задание №4.
Стоматологическая фирма реализует 100 единиц металлокерамики в месяц по цене 2570 руб. Средние переменные издержки – 1800 руб./ед., постоянные издержки – 38,5 тыс. руб. Необходимо оценить: 1) Как измениться прибыль при увеличении цены на 10%; 2) На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?
Проверочный тест к контрольной работе №3
1. Экономические издержки определяются как:
а) все явные издержки;
б) все неявные издержки;
в) сумма явных и неявных издержек.
2. Главная цель управления издержками:
а) сокращение издержек на единицу услуги/продукции;
б) обеспечение максимальной отдачи от использования ресурсов;
в) планирование стратегии развития.
3. При сокращении объемов производства переменных затрат на единицу продукции:
а) остаются неизменными;
б) увеличиваются;
в) снижаются.
4. Косвенные затраты включают:
а) зарплата врачей;
б) приобретение медикаментов;
в) зарплата административного персонала.
5. Величина постоянных издержек:
а) не зависит от объема производства;
б) зависит от объема производства;
в) зависит от объема производства при определенных условиях.
[1][1] Вариант в задании выбирается в зависимости от последней цифры в студенческом билете – вариант №1 для цифр 1или 6; вариант №2 – для цифр 2 или 7; вариант №3 – для цифр 3 или 8; вариант №4 – для цифр 4 или 9, вариант №5 – для цифр 5 или 0.


