![]()
(9)
ТБ = 4 / 8 ∙ 100% = 50%
Нетрудно заметить, что отношение постоянных расходов к общей сумме маржинального дохода и есть тот коэффициент, который определяет место расположения точки критического объема реализации продукции на графике.
Если заменить максимальный объем реализации продукции в денежном измерении (В) на соответствующий объем реализации в натуральных единицах (![]()
), то можно рассчитать безубыточный объем реализации в натуральных единицах:
![]()
(10)
ТБ = 1 000 ∙ 4 / 8 = 500 ед.
Для определения точки критического объема реализации продукции можно вместо суммы маржинального дохода использовать ставку маржинального дохода в цене за единицу продукции (маржинальный доход на ед.):
![]()
(11)
![]()
![]()
Отсюда ![]()
![]()
Тогда формулу (10) можно записать следующим образам:
![]()
(12)
ТБ = 4 000 000 / 8 000 = 500 ед.
Учитывая что, ![]()
, и преобразовав формулу (12), критический объем реализации продукции можно рассчитать так:
![]()
(13)
ТБ = 4 000 000 / (20 000 – 12 000) = 500 ед.
Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли,
тогда формула будет иметь вид
![]()
(14)
![]()
![]()
Полученная величина в 1,5 раза больше, чем безубыточный объем продаж в натуральном измерении (750/500). При этом 500 ед. продукции нужно произвести и реализовать, чтобы покрыть постоянные затраты предприятия и 250 ед. для получения 2000 млн. руб. прибыли.
При многономенклатурном производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении
![]()
(15)
![]()
![]()
Для определения зоны безопасности по стоимостным показателям аналитическим методом используется следующая формула:
![]()
Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:
![]()
4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЙ СУММЫ ПОСТОЯННЫХ РАСХОДОВ И КРИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Понятие и порядок определения критической величины постоянных расходов и уровня цены. Порядок обоснования объема продаж, который дает одинаковую прибыль по разным вариантам управленческих решений.
С помощью маржинального анализа можно установить критический уровень не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов.
Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода и объема продаж рассчитывается следующим образом:
![]()
(16)
Смысл этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая покрывается маржинальным доходом при заданном объеме продаж, цены и уровня переменных затрат на единицу продукции. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным.
Например, цена изделия 50 тыс. руб., переменные затраты на единицу продукции 30 тыс. руб., возможный объем производства продукции 5000 ед. Требуется определить критический уровень постоянных издержек:
![]()
При такой сумме постоянных издержек предприятие не будет иметь прибыли, но не будет и убытка. Если же постоянные затраты окажутся выше критической суммы, то в сложившейся ситуации они будут непосильными для предприятия. Оно не сможет их покрыть за счет своей выручки. Проверить этот тезис можно, рассчитав критический объем продаж:
![]()
(17)
ТБ = 100 000 / (50-30) = 5 000 шт.
Предприятие должно произвести и реализовать 5 000 изделий, чтобы покрыть постоянные издержки в размере 100 000 тыс. руб. Если же сумма издержек будет выше, а увеличить объем продаж нет возможности, то предприятие окажется в убытке, частично "проест" свой капитал.
Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Критический уровень цены определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:
![]()
(18)
При объеме производства продукции 4 000 единиц, сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 12 0000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть
![]()
При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность — нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т. д.).
Если сумму прибыли представить в виде формулы
![]()
(19)
где неизвестной величиной является объем продаж в натуре (![]()
), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту
![]()
то объем продаж можно найти следующим образом:
![]()
(20)
Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего используется формула
![]()
![]()
(21)
На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений.
5. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕШЕНИЯ О ПРИНЯТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА ПО ЦЕНЕ НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
Условия, вызывающие необходимость принятия такого решения. Его технико-экономическое обоснование.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 |


