+8*i)2 = 5 + 4*(1000- - 2*р + 8*(5*0,38+8*0,25+10*0,37)) +
+0,05(1000 - 2*р + 8*(5*0,38+8*0,25+10*0,37))2→min
После упрощения:
ПЗ = 60513,032-220,16*р+0,2*р2→min
Найдем минимум функции:
Первая производная: -220,16+0,4*р
-220,16+0,4*р=0,
р=550,4
Вторая производная: 0,4>0, следовательно функция в точке р=550,4 принимает минимальное значение.
Найдем количество, обеспечивающее минимум затрат:
Q = 1000 - 2*р + 8*i=1000 - 2*550,4 + 8*(5*0,38+8*0,25+10*0,37)=
= - 40
Вывод: С учетом данной производственной функции и уровнем дохода потребителей монополисту не выгодно производить товар.
Задача №4
Фирма, производящая вычислительную технику, провела анализ рынка нового высокопроизводительного персонального компьютера. Если будет выпущена крупная партия компьютеров, то при благоприятном рынке прибыль составит 2500 тыс. руб., а при неблагоприятных условиях фирма понесет убытки в 1850 тыс. руб. Небольшая партия техники, в случае ее успешной реализации, принесет фирме 420 тыс. руб. прибыли и 10 тыс. руб. убытков - при неблагоприятных внешних условиях. Возможность благоприятного и неблагоприятного исходов фирма оценивает одинаково.
Исследование рынка, которое может провести эксперт, обошлось фирме в 75 тыс. руб. Эксперт считает, что с вероятностью 0,65 рынок окажется благоприятным. В то же время при положительном заключении благоприятные условия ожидаются лишь с вероятностью 0,73. При отрицательном заключении с вероятностью 0,45 рынок также может оказаться благоприятным. Используйте дерево решений для того, чтобы помочь фирме выбрать правильную технико-экономическую стратегию.
Ответьте на следующие вопросы:
• Следует ли заказывать эксперту дополнительное обследование рынка?
• Какую максимальную сумму фирма может выплатить эксперту за проделанную работу?
• Какова ожидаемая денежная оценка наилучшего решения?
Решение:
Процедура решения заключается в построении дерева решения и вычисления для каждой вершины дерева ожидаемой денежной оценки с учетом вероятностей, и последующее отбрасывание неперспективных ветвей.
Дерево решений:

Знаком «+» отмечено благоприятное состояние рынка продукции, «-» - неблагоприятное состояние.
Концевые вершины дерева – это прибыль и вероятность получения этой прибыли в соответствующих ситуациях.
В вершинах вида «треугольник» записывается ожидаемая денежная оценка от принятого решения.
1325,5=2500*0,73+ (-1850)*0,27;
303,9=420*0,73+ (-10)*0,27;
107,5=2500*0,45+ (-1850)*0,55;
183,9=420*0,45+ (-10)*0,55;
325=2500*0,5+ (-1850)*0,5
205=420*0,5+ (-10)*0,5;
925,8=1325,5*0,65+ 183,5*0,35;
В вершинах типа «окружность» записывается значение прибыли, полученной от решения с максимальной ожидаемой денежной оценкой.
1325,5=max{1325,5; 303.9};
183,5=max{107,5; 183,5};
325=max{325; 205};
850,8=max{925,8-75; 325}.
Вывод: Анализируя дерево решений, можно сделать следующие выводы:
- необходимо сделать дополнительное исследование рынка;
- если прогнозируется благоприятное состояние рынка, то фирме необходимо выпустить крупную партию компьютеров;
- если прогнозируется неблагоприятное состояние рынка, то фирме необходимо выпустить небольшую партию компьютеров.
Задача №5
Предприятие рассматривает целесообразность приобретения новой технологической линии. Стоимость линии составляет 10 млн. руб.; срок эксплуатации - 5 лет; износ на оборудование начисляется по методу прямолинейной амортизации, т. е. 20% годовых; ликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытия расходов, связанных с демонтажем линии. Выручка от реализации продукции прогнозируется по годам в следующих объемах (в тыс. руб.): 6800, 7400, 8200, 8000, 6000. Текущие расходы по годам оцениваются следующим образом: 3400 тыс. руб. в первый год эксплуатации линии с последующим ежегодным ростом их на 3%. Ставка налога на прибыль составляет 30%. Сложившееся финансово-хозяйственное положение предприятия таково, что коэффициент рентабельности авансированного капитала составлял 21 процент; "цена" авансированного капитала составляла 19%. В соответствии со сложившейся практикой принятия решений в области инвестиционной политики руководство предприятия не считает целесообразным участвовать в проектах со сроком окупаемости более четырех лет. Целесообразен ли данный проект к реализации?
Решение.
Оценка выполняется в три этапа: 1) расчет исходных показателей по годам; 2) расчет аналитических коэффициентов; 3) анализ коэффициентов.
1. Расчет исходных показателей по годам
Годы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Объем реализации | 6800 | 7400 | 8200 | 8000 | 6000 |
Текущие расходы | 3400 | 3502 | 3607 | 3715 | 3827 |
Износ | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 | 2000 |
Налогооблагаемая прибыль | 1400 | 1898 | 2593 | 2285 | 173 |
Налог на прибыль | 420 | 569 | 778 | 686 | 52 |
Чистая прибыль | 980 | 1329 | 1815 | 1599 | 121 |
Чистые денежные поступления | 2980 | 3329 | 3815 | 3599 | 2121 |
2. Расчет аналитических коэффициентов:
а) расчет чистого приведенного эффекта по формуле
, r=19%, i=0%:
NPV = - 10000 + 2980*0,8403 + 3329*0,7062 + 3815*0,5934 + 3599*0,4987 + 2121* *0,4191 = -198 тыс. руб.
б) расчет индекса рентабельности инвестиции по формуле
:
PI = 0,98
в) расчет нормы рентабельности данного проекта по формуле
:
IRR = 18,1%
г) расчет срока окупаемости проекта по формуле
:
срок окупаемости больше 5 лет, так как сумма дисконтированных денежных поступлений за 5 лет равна 9802 тыс. руб.
Вывод: Приведенные расчеты показывают, что, согласно критериям NPV, PI, IRR и PP проект нужно отвергнуть.
Задача №6
Пусть достоверность прогноза предприятия о величине выручки от реализации и вероятностях состояний рынка некоторого товара на основе опыта реализации предыдущих прогнозов составляет 0,6.
Значения выручки от реализации товара и вероятностей состояния рынка товара по прогнозу предприятия
Стратегии предприятия | Выручка от реализации товара, тыс. д. е. | ||
S1 | S2 | S3 | |
Pj | 0,3 | 0,6 | 0,1 |
A1 | 30 | 25 | 22 |
A2 | 24 | 40 | 33 |
A3 | 18 | 40 | 60 |
Для получения более проверенной информации, хозяйство обращается в консультационную службу. На основе использования большего количества информации и проведения более систематических и разносторонних исследований консультационная служба составляет прогноз ситуации на рынке товара для предприятия. Достоверность этого прогноза равна 0,8. Значения выручки от реализации товара, а также вероятности состояний рынка по прогнозу консультационной службы отличаются от значений по собственному прогнозу предприятия
Значения выручки от реализации товара и вероятностей состояния рынка товара по прогнозу консультационной службы
Стратегии предприятия | Выручка от реализации товара, тыс. д. е. | ||
S1 | S2 | S3 | |
Pj | 0,6 | 0,3 | 0,1 |
A1 | 30 | 26 | 22 |
A2 | 20 | 40 | 33 |
A3 | 15 | 40 | 55 |
Необходимо определить:
1. Наиболее выгодную стратегию и величину выигрыша по прогнозу предприятия и консультационной службы;
2. Величину дополнительного выигрыша предприятия от изменения принимаемого решения при переходе к более достоверному прогнозу;
3. Величину дополнительного выигрыша предприятия за счёт повышения достоверности прогноза;
4. Значение общего эффекта от применения прогноза консультационной службы;
5. Определить, целесообразно ли предприятию работать с данной консультационной службой в будущем, если консультационная служба продала данный прогноз предприятию за 4,5 тыс. д. е.
6. Дать экономическую интерпретацию результатов решения.
Решение.
1. Определим наиболее выгодную стратегию предприятия по его собственному прогнозу (
= 0,6). Поскольку при решении задачи ЛПР руководствуется не вполне достоверной информацией, определение наиболее выгодных стратегий будет производиться по критерию Ходжа-Лемана v=
air =
{
+ (1-
)
air}
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 |


