1. Современные рынки услуг (вид услуг и регион выбирается студентом самостоятельно).
Практическое занятие № 14
Цель практического занятия: закрепление темы № 11 «Маркетинговый план» и разработка маркетингового раздела бизнес-плана.
Краткое изложение пройденного материала:
Планирование маркетинга заключается в определении характера новых продуктов (товаров, услуг), уровня цен, объема гарантий, качества сервиса, каналов сбыта, методов продвижения.
План маркетинга (как самостоятельный законченный документ) включает в себя шесть основных этапов:
1) исследование конъюнктуры рынка;
2) планирование ассортимента и производственной программы;
3) оценка конкурентоспособности продукта;
4) планирование цены;
5) планирование продвижения и сбыта продукта;
6) прогнозирование объема продаж (в стоимостном выражении).
При разработке бизнес-плана элементы маркетинга используются практически на всех его этапах, а также на стадии предплановых исследований.
Планирование продвижения осуществляется на основе разработанной ранее стратегии проникновения на рынок для донесения информации о товаре, услуге или предприятии до потребителя. При этом комплекс используемых средств маркетинга может включать: изготовление проспектов и брошюр; все виды рекламы; организацию различных акций и презентаций; почтовые отправления (проспекты, брошюры, рекламные листы), которые рассылаются возможным потребителям; информационные статьи и публикации и т. п.
Планирование каналов сбыта (способов, которые будут применяться для продажи и доставки товара потребителям) осуществляется исходя из маркетинговой стратегии (сбытовой стратегии). При этом в плане недостаточно описания лишь основных характеристик структуры каналов сбыта, необходимо составить как оперативные или долгосрочные планы поставки продукции и объемов розничных и оптовых продаж для каждого из имеющихся каналов сбыта.
Важной составной частью плана маркетинга является планирование цен на товары и услуги. При установлении цен предприятие должно стремиться к такому их уровню, который бы обеспечивал максимальный объем прибыли при оптимальном объеме продаж и достигнутом уровне издержек производства. Установление цен осуществляется на основе одного из выбранных методов ценообразования (затратного, рыночной конъюнктуры, цен конкурентов или параметрического) с учетом повышающих или понижающих факторов и выбранной маркетинговой стратегии.
В заключительной части плана маркетинга осуществляется расчет всех затрат, связанных с реализацией комплекса маркетинга, и объема продаж в стоимостном выражении.
Вопросы для обсуждения:
1. Что включает в себя планирование комплекса маркетинга?
2. Дать характеристику наиболее эффективных, по вашему мнению, средств маркетинга, способствующих продвижению товаров и услуг.
3. Как составляется бюджет рекламы и других маркетинговых мероприятий?
4. Перечислить каналы сбыта услуг.
5. Какие виды цен вы знаете? Какие из них применяются к услугам? К каким именно?
6. Перечислить основные метолы ценообразования.
7. Какие методы ценообразования являются, по вашему мнению, наиболее приемлемыми в современных условиях?
Практические задания:
Разработка плана маркетинга в составе бизнес-плана (рассматривается на примере).
План маркетинга
1. Затраты на проведение предплановых маркетинговых исследований составили 10 000 руб. (приобретения статистической информации необходимой для расчета емкости рынка и определения контингента обслуживания).
2. Расчет бюджета рекламы:
Таблица
Бюджет рекламы
№ | Вид рекламы | Стоимость (руб.) | Период проведения |
1. | Изготовление и распространение листовок | 20 000 | в первые два месяца работы предприятия |
2. | Размещение рекламного объявления в местных печатных изданиях | 15 000 | в течение 1 месяца |
Итого | 35 000 |
3. Установление цен на услуги.
Цены на услуги устанавливаются на основе метода окупаемости издержек.
Таблица
Формирование цен на услуги (руб.)
Виды услуг | Прямые затраты | Косвенные затраты | Себестоимость | Норма прибыли (в %) | Окончательная цена услуги |
1. Стрижка | 3,2 | 141 | 144,2 | 30 | 200 |
2. Укладка | 22,9 | 85 | 107,9 | 30 | 170 |
3. Окраска | 153,2 | 283 | 436,2 | 30 | 700 |
4. Завивка | 133,2 | 424 | 557,2 | 30 | 850 |
5.Мелирование | 48,2 | 283 | 321,2 | 30 | 500 |
6.Косметичес-кие услуги | 230 | 198 | 428 | 30 | 650 |
7. Уход за телом | 280 | 424 | 704 | 30 | 1000 |
8. Маникюр | 8,4 | 282 | 290 | 30 | 450 |
9. Педикюр | 8,4 | 282 | 290 | 30 | 450 |
10. Услуги стилиста | - | 424 | 424 | 30 | 650 |
11. Солярий | - | 170 | 170 | 30 | 260 |
Общая сумма косвенных затрат – 3 761 870 руб.
1. Амортизация –руб.
2. Аренда – руб.
3. Коммунальные услуги – 54 000 руб.
4. Оплата труда персонала с учетом ЕСН – 2 руб.
5. Затраты на продвижение услуг –руб.
Косв. Затр. = ∑КЗ / Q н-г * t (трудоемкость выполнения услуг)
КЗ1 = 3 761 870 / 13306,5* 0,5 = 141 руб.
КЗ2 = 3 761 870 / 13306,5 * 0,3 = 85 руб.
КЗ3 =3 761 870 /13306,5 * 1 = 283 руб.
КЗ4 =3 761 870 / 13306,5 * 1,5 = 424 руб.
КЗ5 = 3 761 870 / 13306,5 * 1 = 283 руб.
КЗ6=3 761 870 / 13306,5 * 0,7 = 198 руб.
КЗ7= 3 761 870 / 13306,5 * 1,5 = 424 руб.
КЗ8= 3 761 870 / 13306,5 *1 = 282 руб.
КЗ9= 3 761 870 / 13306,5 * 1 = 282 руб.
КЗ10=3 761 ,5 * 1,5 = 424 руб.
КЗ11= 3 761 870 / 13306,5 * 0,6 = 170 руб.
3) Расчет производственной программы в рублях.
Производственная программа предприятия на 2005 год с учетом сезонности приведена в таблице.
Выручка без учета косвенных налогов: 7 / 1,18 = 5 руб.
Доклады на тему:
1. Современные рынки услуг (вид услуг и регион выбирается студентом самостоятельно).
Практическое занятие № 15
Цель практического занятия: закрепление темы № 12 «Оценка рисков и страхование» и разработка этого раздела в бизнес-плане.
Краткое изложение пройденного материала:
Для предприятия риск – это вероятность того, что предприятие понесет убытки и потери в том случае, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится или были допущены просчеты и ошибки при его принятии (реализации). Экономические риски предприятия подразделяются на производственные, коммерческие (связанные с реализацией продукции или услуг) и финансовые.
При составлении бизнес-плана от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить, какие риски для него наиболее вероятны, а также как они могут повлиять на результаты деятельности предприятия. Для этого необходимо сделать следующее:
Таблица
Производственная программа предприятия (в рублях)
№ | Виды услуг | Месяцы | Итого за год | |||||||||||
январь | Февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||
1 | Стрижка | 33200 | 33200 | 37800 | 42400 | 42400 | 47400 | 47400 | 37800 | 37800 | 33200 | 33200 | 47400 | 473200 |
2 | Укладка | 30260 | 40120 | 40120 | 50320 | 50320 | 60350 | 60350 | 40120 | 30260 | 25160 | 25160 | 50320 | 502860 |
3 | Окраска | 58100 | 58100 | 74200 | 82600 | 91000 | 82600 | 82600 | 65800 | 58100 | 50400 | 50400 | 74200 | 828100 |
4 | Завивка | 20400 | 20400 | 20400 | 20400 | 21250 | 21250 | 21250 | 21250 | 21250 | 21250 | 21250 | 21250 | 251600 |
5 | Мелирование | 24000 | 27500 | 31500 | 35500 | 35500 | 39500 | 43500 | 31500 | 31500 | 27500 | 31500 | 35500 | 394500 |
6 | Косметические услуги | 60450 | 60450 | 78000 | 86450 | 94900 | 86450 | 86450 | 69550 | 60450 | 52000 | 52000 | 78000 | 865150 |
7 | Уход за телом | 55000 | 55000 | 55000 | 71000 | 71000 | 79000 | 79000 | 63000 | 63000 | 56000 | 63000 | 79000 | 789000 |
8 | Маникюр | 53100 | 71100 | 71100 | 88650 | 88650 | 106650 | 106650 | 70650 | 53100 | 44550 | 44550 | 88650 | 887400 |
9 | Педикюр | 31950 | 42750 | 42750 | 53100 | 53100 | 63900 | 63900 | 42750 | 31950 | 26550 | 26550 | 53100 | 532350 |
10 | Услуги визажиста | 42250 | 42250 | 42900 | 42900 | 42900 | 42900 | 42900 | 42250 | 42250 | 42250 | 42250 | 44850 | 512850 |
11 | Солярий | 112840 | 112840 | 102440 | 102440 | 82160 | 51220 | 51220 | 61360 | 61360 | 82160 | 92560 | 112840 | 1025440 |
Итого | 521550 | 563710 | 596210 | 675760 | 673180 | 681220 | 685220 | 546030 | 491020 | 461020 | 482420 | 685110 | 7062450 | |
· выявить полный перечень возможных рисков;
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 |


