Разность между критической и фактической суммой постоянных затрат в процентном отношении к фактической их величине также характеризует зону безопасности предприятия и риск операционной деятельности по данному фактору.

Как видим, критический уровень постоянных издержек является очень ценным показателем в управленческой деятельности. С помощью его можно эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.

Критический уровень переменных затрат на единицу продукции (bкр) при заданном объеме продаж (VРП), цене (р) и сумме постоянных затрат (А) определяется следующим образом:

Из данной формулы видно, что если сумма удельных переменных и удельных постоянных затрат равна цене единицы продукции, то уровень переменных затрат действительно будет критическим, при котором финансовый результат будет равен нулю.

Разность между фактическим и критическим уровнем данного показателя в процентном отношении к фактической его величине также является индикатором риска операционной деятельности.

Аналогичным образом определяется пороговое значение удельных переменных затрат на рубль продукции (УПЗкр) при заданном объеме продаж (VРП), цен (р) и суммы постоянных затрат (А):

При таком уровне удельных переменных затрат предприятие будет иметь нулевой финансовый результат.

Разность между фактическим и критическим уровнем данного показателя в процентном отношении к фактической его величине также является индикатором риска операционной деятельности.

Критический уровень цены (ркр) определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

При объеме производства продукции 4000 ед., сумме переменных затрат на единицу продукции 35 тыс. руб. и сумме постоянных затрат 120000 тыс. руб. минимальная цена, необходимая для покрытия постоянных расходов предприятия, должна быть

тыс. руб.

При таком уровне цена будет равна себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность – нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет убыток.

Разность между фактическим и пороговым значением цены в процентном отношении к фактическому ее уровню характеризует степень ценового риска.

Как видим, пороговые значения рассмотренных показателей являются очень ценными инструментами в управленческой деятельности. С их помощью его можно эффективнее управлять рисками и финансовыми результатами.

Обоснование управленческих решений с помощью маржинального анализа.

Маржинальный анализ является эффективным инструментом в операционном менеджменте. Он позволяет выбрать оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль или одинаковую сумму затрат по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т. д.).

Здесь исходят из того, что один из двух рассматриваемых вариантов имеет более низкие постоянные расходы, но более высокие переменные затраты на единицу продукции, а другой – наоборот более высокую сумму постоянных затрат, но более низкий уровень переменных затрат. Следовательно, имеется точка пересечения общих затрат по этим вариантам, которая определяет объем продаж, обеспечивающий одинаковую сумму затрат или прибыли. При несоблюдении этих условий, т. е. если и постоянные и удельные переменные затраты по второму варианту больше, чем по первому, линии затрат или линии прибыли не пересекутся.

Если сумму прибыли представить в виде формулы

, или ,

где неизвестной величиной является объем продаж в натуральном выражении (VРП), и приравнять прибыль по одному варианту к прибыли по второму варианту управленческого решения

,

то объем продаж, обеспечивающий одинаковый финансовый результат, можно найти разделив разность постоянных затрат на разность ставки маржи покрытия по сравниваемым вариантам:

Расчет покажет, какой из вариантов (оборудования, технологии, структуры производства и т. д.) более выгодный до этой критической точки объема продаж, а какой – после нее.

Можно также определить объем продаж, при котором общая сумма затрат будет одинаковой по различным вариантам управленческих решений, для чего приравнивают затраты по разным вариантам:

.

Тогда искомый объем продаж находят следующим образом:

На основании проведенных расчетов выбирается один из вариантов управленческих решений. Рассмотрим несколько примеров.

Выбор варианта машин и оборудования. Одним из направлений поиска резервов сокращения затрат на производство продукции и увеличения прибыли является выбор оптимального варианта машин и оборудования. Допустим, что выполнить какую-либо операцию или процесс можно одним из трех вариантов оборудования.

Вариант оборудования

Постоянные затраты за год, тыс. руб.

Переменные затраты на изделие, тыс. руб.

Общая сумма затрат

А

2000

2

ЗА= 2000 + 2,0х

В

5000

1

ЗВ= 5000 + 1,0х

С

8000

0,5

ЗС= 8000 + 0,5х

Первый вариант станка недорогой, требует небольших затрат на содержание, но в виду невысокой его производительности переменные затраты на производство единицы продукции довольно высокие. Следовательно, данный станок выгодно применять при небольших объемах производства. Напротив, второй и третий варианты станка генерируют большую сумму постоянных затрат, на зато меньше переменных затрат приходиться на единицу продукции. Их выгоднее применять при больших объемах производства.

Требуется определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования. Для этого нужно найти критический объем производства продукции, при котором затраты по двум вариантам оборудования будут одинаковыми. Решение можно произвести аналитическим и графическим способами.

Чтобы найти критический объем производства (услуг) для двух вариантов машин, затраты по одному из них приравнивают к затратам по другому. Так, критическая точка для первого и второго вариантов машины может быть найдена по уравнению:

2000 + 2х = 5000 + 1х ; х = (5000 – 2000) / 1 = 3000 ед.

Аналогично определяется критическая точка объема производства для второго и третьего вариантов машины:

5000 + 1х =8000 + 0,5х ; 0,5х = 3000; х = 6000 ед.

Следовательно, при годовом объеме производства до 3000 ед. выгоднее использовать первый вариант оборудования, от 3000 до 6000 ед. – второй, а свыше 6000 ед. – более целесообразным является третий вариант.

Это же решение можно найти и графическим способом (рис.6.8).

22 млн руб. 1-й вариант

 

20

 

2-й вариант

3-й вариант

 

10

8

5

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29