В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции слагается из материальных, трудовых затрат и общепроизводственных расхо­дов. К моменту составления бюджета себестоимости реализованной продукции все данные уже имеются.

7. Бюджет коммерческих расходов. Этот бюджет представляет собой подробный план расходов, связанных со сбытом продукции в будущем периоде. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.

8. Бюджет административных расходов. В нём представлен план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции, но необходимых для поддержания деятельности предприятия в целом в будущем периоде. В основном это постоянные затраты. Разработка тако­го бюджета необходима для целей контроля этих расхо­дов и получения информации к подготовке бюджета де­нежных средств.

9. План прибылей и убытков. Составление операционного бюджета завершается разработкой плана прибыли и убытков. На основе подготовленных текущих бюджетов разрабатывается прогноз прибылей и убытков, который в общем виде выглядит следующим образом:

Выручка от реализации продукции

 

Себестоимость реализованной продукции

 

Валовая

прибыль

 

Операционные (административные, коммерческие) расходы

 

=

 

 

=

 

 
 

Прибыль

= от основной

деятельности

 
 

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

Финансовый бюджет представляет собой план предпо­лагаемых источников финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет составляется с ис­пользованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

1. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В процессе подготовки общего бюджета смета де­нежных средств разрабатывается, после того* как все опе­рационные бюджеты и план прибылей и убытков уже за­вершены. В бюджете денежных средств суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях формирования общего бюджета. В целом этот бюджет отражает ожидаемое конечное сальдо на счете де­нежных средств и финансовое положение для каждого ме­сяца, для которого его разрабатывают. Следовательно, мо­гут быть запланированы периоды наименьшего и наиболь­шего наличия денежных средств. Большое сальдо на счете денежных средств свидетельствует, что средства использо­ваны с наименьшей эффективностью. Низкое сальдо озна­чает, что организация не в состоянии расплатиться по сво­им текущим обязательствам. Поэтому необходимо тщатель­ное планирование денежных средств. Смета денежных средств состоит из двух частей:

1. Ожидаемые поступления средств. Для их опреде­ления используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит за наличные, продаже акций, активов, возможные займы.

2. Ожидаемые платежи. Эти данные берут из различ­ных операционных бюджетов: затраты на материалы и рабочую силу, затраты на приобретение и оплату услуг, будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка платежа, использование средств на оплату оборудования, на погашение займов и кредитов и т. д.

7.4. Гибкие и статические бюджеты

Статический бюджет — это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, то есть в статическом бюджете доходы и расходы плани­руются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются ста­тическими, так как доходы и затраты предприятия прогно­зируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации.

Сравнение статического бюджета с фактически дос­тигнутыми результатами проводится вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. Возможности более детального анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. В этих целях используется гибкий бюджет.

Гибкий бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для оп­ределенного его диапазона. Таким бюджетом предусмат­ривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он пред­ставляет собой динамическую базу для сравнения достиг­нутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разде­ление затрат на переменные и постоянные. В статичес­ком бюджете затраты планируются, а в гибком бюдже­те они рассчитываются.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удель­ных переменных затрат. Па основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Поскольку постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизмен­ной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Анализ отклонений фактических затрат от бюджет­ных производится на четырех уровнях.

На нулевом уровне сравниваются показатели факти­ческих результатов деятельности организации с гене­ральным статическим бюджетом и выявляются положительные и отрицательные отклонения. На первом уровне выявляются причины отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. При этом возможны две причины:

1. Изменение в объеме реализации, которое определя­ется путем сравнения показателей двух бюджетов — статического и гибкого. Гибкий бюджет включает дохо­ды и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из за­планированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу ре­ализованной продукции. Следовательно, различия меж­ду этими бюджетами вызваны исключительно различи­ями в объемах реализации.

2. Изменение общей суммы затрат. На втором уровне рассчитываются отклонения по цене ресурсов, которые показывают отличия фактичес­кой цены приобретения ресурсов от стандартной. На третьем уровне рассчитываются отклонения по объему использованных ресурсов.

ТЕМА 8. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

8.1. Задачи, решаемые на базе данных управленческого учета

Одной из основных задач управленческого учета яв­ляется сбор и обобщение информации, необходимой для принятия управляющими и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.

На практике принятие решения представляет собой сравнительную оценку ряда конкурирующих альтернативных вариантов действий и выбор из них оптимального, который в наибольшей степени отвечает целям организации.

Перед принятием правильного решения необходимо определить цель или руководящее направление деятельности организации, которые помогут отдать предпочте­ние тому или другому варианту.

Для принятия правильного решения прежде всего необходимо иметь информацию о будущих затратах по всем альтернативным вариантам. Иногда при расчетах учитывается упущенная выгода предприятия.

При использовании информации управленческого учета решаются многочисленные задачи:

1) оперативные

— определение точки безубыточности;

— планирование выпуска продукции;

— принятие решений по ценообразованию;

2) задачи перспективного характера

— о капиталовложениях;

— о реструктуризации бизнеса;

о целесообразности освоения новых видов продукции.

Выбранные альтернативные варианты действий являются исходной точкой для составления бюджета.

8.2. Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете

Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью в течение корот­кого периода. Особое внимание уделяется определению точки безубыточности (критической точки, порога рента­бельности).

Критической считается такая точка объема реализа­ции, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке. Предприятие в этом случае не имеет ни убыт­ка, ни прибыли.

В международной практике для определения крити­ческой точки используют три метода:

— метод уравнения (математический);

— метод маржинального дохода;

— графический метод.

Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:

Постоянные затраты в общей

 

Прибыль от реализации

продукции

 

 

=

 
 

Пример. Постоянные затраты мини-пекарни составля­ют 71 ден. ед. за 1 день. Переменные затраты за этот же период всего: 298 ден. ед. Выход продукции 182 булки. Следовательно, переменные затраты на единицу продук­ции составляют 1,64 ден. ед. Отпускная цена составляет 2,5 ден. ед. Максимальный объем производства мини-пе­карни составляет 220 булок в день.

Объем производства в критической точке — 71/ (2,5- 1,64) = 71 / 0,8булки).

В денежном измерении это составляет 207,5 ден. ед. (83 х 2,50).

Следовательно, 83 булки в день — это объем продаж, при котором мини-пекарня будет работать безубыточно.

Метод маржинального дохода является альтернатив­ным математическому методу. В состав маржинально­го дохода включаются прибыль и постоянные издержки. Предприятие так должно реализовать свою продукцию, чтобы маржинальный доход равнялся сумме постоянных затрат. В этом случае достигается точка равновесия:

Маржинальный доход = Постоянные затраты.

или

Маржинальный доход Количество единиц Постоянные

на единицу продукции Х продукции = затраты

Отсюда

Постоянные затраты

Точка безубыточности =

Маржинальный доход на единицу продукции

Используя данные примера, получаем те же данные: 71/0,86 = 83 (булки).

В точке безубыточности объем маржинальной прибыли в точности равен сумме постоянных затрат, а на прибыль ничего не остается. Если объем производства и реализации больше объема в точке безубыточности, следовательно, сумма маржинального дохода больше суммы постоянных расходов. Отсюда предприятие получает операционную прибыль.

Доля маржинальной прибыли в выручке предприятия характеризуется коэффициентом маржинальной прибыли, который показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки.

маржинальная прибыль

Коэффициент маржинальной прибыли =

выручка от реализации

Чем больше коэффициент маржинального дохода, тем большая часть выручки остается на погашение посто­янных затрат и образование прибыли. Поэтому при ста­бильно высоких объемах выручки предприятию выгоден высокий коэффициент маржинальной прибыли.

Таким образом, запланировав выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого мар­жинального дохода.

Для предприятия важно определить зону безопасно­сти или запас прочности (кромка безопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.

Зона безопасности = Фактическая (планируемая) - Реализация на пороге

реализация рентабельности

В нашем примере зона безопасности = 182-83 = 99 булок хлеба.

Чем больше запас прочности, тем стабильнее положе­ние предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализа­ции.

Если предприятие имеет положительный запас проч­ности, то его прибыль определяется:

Прибыль = Запас прочности х Маржинальную прибыль на единицу продукции

По данным нашего примера прибыль = 99 х 0,86 = 85 (руб.).

Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага.

С помощью силы операционного рычага выявляется математическая зависимость: если прибыль равна 0, сила операционного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг кри­тической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.

В нашем примере сила операционного рычага:(455-298)/86=1,83.

Следовательно, если на следующий день выручка от реализации хлеба увеличится на 10%, то прибыль уве­личится на 18,3% (10 х 1,83).

8.3.Планирование ассортимента выпуска и реализации продукции

Перед предприятиями, выпускающими разноимен­ные виды продукции, стоит задача рационального плани­рования ассортимента ее выпуска и реализации.

Для наглядности в таблице приведены условные данные о видах выпускаемой продукции, о затратах, выручке, прибыли.

Пример 1:

Показатели

Виды продукции

А

Б

В

Г

Д

Всего

Выручка от продажи, руб.

200

600

400

200

350

1750

Переменные затраты, руб.

140

450

250

215

225

1280

Маржинальный доход. руб.

60

150

150

-15

125

470

Маржинальный доход. %.

30

25

37,5

-7,5

36

27

Постоянные расходы, руб.

350

Чистая прибыль, руб.

120

Анализируя данные примера 1, можно принять такие решения:

1) максимально развивать производство и продажу продукции В, так как этот вид продукци по сравнению с другими видами дает предприятию в процентном соотношении самый большой маржинальный доход;

2) необходимо либо уменьшить затраты на производство по продукции, чтобы ее продажа приносила доход, либо прекратить производство.

Пример 2:

Показатели

Виды продукции

А

Б

В

Г

Д

Всего

Выручка от продажи, руб.

200

600

400

-

350

1550

Переменные затраты, руб.

140

450

250

-

225

1065

Маржинальный доход. руб.

60

150

150

-

125

485

Маржинальный доход. %.

30

25

37,5

-

36

31

Постоянные расходы, руб.

350

Чистая прибыль, руб.

135

При исключении продукции Г из производства (пример 2), выручка предприятия от продажи остальных видов продукции уменьшается на 200 рублей, а прибыль увеличивается на 15 рублей.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13