В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции слагается из материальных, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. К моменту составления бюджета себестоимости реализованной продукции все данные уже имеются.
7. Бюджет коммерческих расходов. Этот бюджет представляет собой подробный план расходов, связанных со сбытом продукции в будущем периоде. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.
8. Бюджет административных расходов. В нём представлен план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом продукции, но необходимых для поддержания деятельности предприятия в целом в будущем периоде. В основном это постоянные затраты. Разработка такого бюджета необходима для целей контроля этих расходов и получения информации к подготовке бюджета денежных средств.
9. План прибылей и убытков. Составление операционного бюджета завершается разработкой плана прибыли и убытков. На основе подготовленных текущих бюджетов разрабатывается прогноз прибылей и убытков, который в общем виде выглядит следующим образом:
|
|
|
| ||||
| |||||||
|
|
| |||||
|
Финансовый бюджет представляет собой план предполагаемых источников финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.
1. Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В процессе подготовки общего бюджета смета денежных средств разрабатывается, после того* как все операционные бюджеты и план прибылей и убытков уже завершены. В бюджете денежных средств суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях формирования общего бюджета. В целом этот бюджет отражает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение для каждого месяца, для которого его разрабатывают. Следовательно, могут быть запланированы периоды наименьшего и наибольшего наличия денежных средств. Большое сальдо на счете денежных средств свидетельствует, что средства использованы с наименьшей эффективностью. Низкое сальдо означает, что организация не в состоянии расплатиться по своим текущим обязательствам. Поэтому необходимо тщательное планирование денежных средств. Смета денежных средств состоит из двух частей:
1. Ожидаемые поступления средств. Для их определения используют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит за наличные, продаже акций, активов, возможные займы.
2. Ожидаемые платежи. Эти данные берут из различных операционных бюджетов: затраты на материалы и рабочую силу, затраты на приобретение и оплату услуг, будут ли они оплачены сразу или возможна отсрочка платежа, использование средств на оплату оборудования, на погашение займов и кредитов и т. д.
7.4. Гибкие и статические бюджеты
Статический бюджет — это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, то есть в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета исходя из определенного запланированного уровня реализации.
Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами проводится вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. Возможности более детального анализа деятельности предприятия статический бюджет не предоставляет. В этих целях используется гибкий бюджет.
Гибкий бюджет — это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Таким бюджетом предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации. Он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В статическом бюджете затраты планируются, а в гибком бюджете они рассчитываются.
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. Па основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Поскольку постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.
Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных производится на четырех уровнях.
На нулевом уровне сравниваются показатели фактических результатов деятельности организации с генеральным статическим бюджетом и выявляются положительные и отрицательные отклонения. На первом уровне выявляются причины отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. При этом возможны две причины:
1. Изменение в объеме реализации, которое определяется путем сравнения показателей двух бюджетов — статического и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации. Статический бюджет, напротив, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используется одинаковый размер затрат на единицу реализованной продукции. Следовательно, различия между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации.
2. Изменение общей суммы затрат. На втором уровне рассчитываются отклонения по цене ресурсов, которые показывают отличия фактической цены приобретения ресурсов от стандартной. На третьем уровне рассчитываются отклонения по объему использованных ресурсов.
ТЕМА 8. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
8.1. Задачи, решаемые на базе данных управленческого учета
Одной из основных задач управленческого учета является сбор и обобщение информации, необходимой для принятия управляющими и высшим руководством предприятия правильных управленческих решений.
На практике принятие решения представляет собой сравнительную оценку ряда конкурирующих альтернативных вариантов действий и выбор из них оптимального, который в наибольшей степени отвечает целям организации.
Перед принятием правильного решения необходимо определить цель или руководящее направление деятельности организации, которые помогут отдать предпочтение тому или другому варианту.
Для принятия правильного решения прежде всего необходимо иметь информацию о будущих затратах по всем альтернативным вариантам. Иногда при расчетах учитывается упущенная выгода предприятия.
При использовании информации управленческого учета решаются многочисленные задачи:
1) оперативные
— определение точки безубыточности;
— планирование выпуска продукции;
— принятие решений по ценообразованию;
2) задачи перспективного характера
— о капиталовложениях;
— о реструктуризации бизнеса;
о целесообразности освоения новых видов продукции.
Выбранные альтернативные варианты действий являются исходной точкой для составления бюджета.
8.2. Анализ безубыточности производства и его значение в управленческом учете
Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью в течение короткого периода. Особое внимание уделяется определению точки безубыточности (критической точки, порога рентабельности).
Критической считается такая точка объема реализации, при которой предприятие имеет затраты, равные выручке. Предприятие в этом случае не имеет ни убытка, ни прибыли.
В международной практике для определения критической точки используют три метода:
— метод уравнения (математический);
— метод маржинального дохода;
— графический метод.
Метод уравнения основан на исчислении чистой прибыли по формуле:
![]() |
|
| ||
|
| |||
Пример. Постоянные затраты мини-пекарни составляют 71 ден. ед. за 1 день. Переменные затраты за этот же период всего: 298 ден. ед. Выход продукции 182 булки. Следовательно, переменные затраты на единицу продукции составляют 1,64 ден. ед. Отпускная цена составляет 2,5 ден. ед. Максимальный объем производства мини-пекарни составляет 220 булок в день.
Объем производства в критической точке — 71/ (2,5- 1,64) = 71 / 0,8булки).
В денежном измерении это составляет 207,5 ден. ед. (83 х 2,50).
Следовательно, 83 булки в день — это объем продаж, при котором мини-пекарня будет работать безубыточно.
Метод маржинального дохода является альтернативным математическому методу. В состав маржинального дохода включаются прибыль и постоянные издержки. Предприятие так должно реализовать свою продукцию, чтобы маржинальный доход равнялся сумме постоянных затрат. В этом случае достигается точка равновесия:
Маржинальный доход = Постоянные затраты.
или
Маржинальный доход Количество единиц Постоянные
на единицу продукции Х продукции = затраты
Отсюда
Постоянные затраты
Точка безубыточности =
Маржинальный доход на единицу продукции
Используя данные примера, получаем те же данные: 71/0,86 = 83 (булки).
В точке безубыточности объем маржинальной прибыли в точности равен сумме постоянных затрат, а на прибыль ничего не остается. Если объем производства и реализации больше объема в точке безубыточности, следовательно, сумма маржинального дохода больше суммы постоянных расходов. Отсюда предприятие получает операционную прибыль.
Доля маржинальной прибыли в выручке предприятия характеризуется коэффициентом маржинальной прибыли, который показывает, сколько рублей маржинального дохода получает предприятие с каждого рубля выручки.
маржинальная прибыль
Коэффициент маржинальной прибыли =
выручка от реализации
Чем больше коэффициент маржинального дохода, тем большая часть выручки остается на погашение постоянных затрат и образование прибыли. Поэтому при стабильно высоких объемах выручки предприятию выгоден высокий коэффициент маржинальной прибыли.
Таким образом, запланировав выручку от реализации продукции, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Для предприятия важно определить зону безопасности или запас прочности (кромка безопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки.
Зона безопасности = Фактическая (планируемая) - Реализация на пороге
реализация рентабельности
В нашем примере зона безопасности = 182-83 = 99 булок хлеба.
Чем больше запас прочности, тем стабильнее положение предприятия, тем меньше риск получения убытка в результате колебаний объемов производства и реализации.
Если предприятие имеет положительный запас прочности, то его прибыль определяется:
Прибыль = Запас прочности х Маржинальную прибыль на единицу продукции
По данным нашего примера прибыль = 99 х 0,86 = 85 (руб.).
Таким образом, любое изменение объема реализации вызывает еще более сильное изменение прибыли. Эта зависимость называется эффектом операционного рычага.
С помощью силы операционного рычага выявляется математическая зависимость: если прибыль равна 0, сила операционного рычага стремится к бесконечности: даже самые слабые колебания объема производства вокруг критической точки вызывают сильные относительные колебания прибыли.
Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент.
В нашем примере сила операционного рычага:(455-298)/86=1,83.
Следовательно, если на следующий день выручка от реализации хлеба увеличится на 10%, то прибыль увеличится на 18,3% (10 х 1,83).
8.3.Планирование ассортимента выпуска и реализации продукции
Перед предприятиями, выпускающими разноименные виды продукции, стоит задача рационального планирования ассортимента ее выпуска и реализации.
Для наглядности в таблице приведены условные данные о видах выпускаемой продукции, о затратах, выручке, прибыли.
Пример 1:
Показатели | Виды продукции | |||||
А | Б | В | Г | Д | Всего | |
Выручка от продажи, руб. | 200 | 600 | 400 | 200 | 350 | 1750 |
Переменные затраты, руб. | 140 | 450 | 250 | 215 | 225 | 1280 |
Маржинальный доход. руб. | 60 | 150 | 150 | -15 | 125 | 470 |
Маржинальный доход. %. | 30 | 25 | 37,5 | -7,5 | 36 | 27 |
Постоянные расходы, руб. | 350 | |||||
Чистая прибыль, руб. | 120 |
Анализируя данные примера 1, можно принять такие решения:
1) максимально развивать производство и продажу продукции В, так как этот вид продукци по сравнению с другими видами дает предприятию в процентном соотношении самый большой маржинальный доход;
2) необходимо либо уменьшить затраты на производство по продукции, чтобы ее продажа приносила доход, либо прекратить производство.
Пример 2:
Показатели | Виды продукции | |||||
А | Б | В | Г | Д | Всего | |
Выручка от продажи, руб. | 200 | 600 | 400 | - | 350 | 1550 |
Переменные затраты, руб. | 140 | 450 | 250 | - | 225 | 1065 |
Маржинальный доход. руб. | 60 | 150 | 150 | - | 125 | 485 |
Маржинальный доход. %. | 30 | 25 | 37,5 | - | 36 | 31 |
Постоянные расходы, руб. | 350 | |||||
Чистая прибыль, руб. | 135 |
При исключении продукции Г из производства (пример 2), выручка предприятия от продажи остальных видов продукции уменьшается на 200 рублей, а прибыль увеличивается на 15 рублей.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 |



