Геннадий ГУДКОВ: Я думаю, сейчас Госдума готова вообще к любому закону. Но вопрос не в этом, готова ли дума, вопрос в том, готово ли общество. Мне кажется, сегодня это вызовет большие разногласия в самом нашем российском обществе. Я не думаю, что это пробный шарм, можно было бы сделать это по-другому. Мне кажется, что законопроект может легко пройти при условии отсутствующего какого-то серьезного такого протеста массового и мощного. Если действительно такой будет массовый и мощный протест - всегда есть возможность отыграть назад. Мне кажется, это всерьез. Всерьез, потому что мы понимаем, что происходит достаточно политически важные события в жизни России. Всегда приход новой метлы, новой фигуры, нового человека должен ознаменоваться какими-то символическими или не очень символическими, но важными шагами. Вот мне кажется, что это все-таки направлено в первую очередь на формирование имиджа России за рубежом.

ВЕДУЩИЙ: Ну а первый вице-спикер Госдумы, член фракции "Единая Россия" Любовь Слиска напротив, говорит, что наша страна должна отказаться не только от официальной отмены смертной казни, но и от моратория на нее.

Любовь СЛИСКА: Я категорически против моратория на смертную казнь. Я за то, чтобы сохранить смертную казнь в России. к сожалению, после введения моратория у нас увеличилось количество совершенных тяжких преступлений, количество убийств. И пожизненное заключение, которое, как многие оценивают: юристы, политики, что оно является полной компенсацией более мучительной, чем смертная казнь - я с этим категорически не согласна. Почему налогоплательщики должны, извините меня, еще и содержать за убийство близких того, кто убил их близких. Я знаю, что по опросам общественного мнения независимого, многие за то, чтобы в России сохранялась смертная казнь.

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

ВЕДУЩИЙ: Коммунисты выступают против отмены смертной казни, заявил нашей радиостанции депутат госдумы от КПРФ Виктор Илюхин. Тем не менее, он уверен, что законопроект о присоединении к "Шестому протоколу" к европейской конвенции о правах человека будет принят парламентом.

Виктор ИЛЮХИН: Мнение у фракции по поводу этого законопроекта давно уже сложилось. Мы против отмены смертной казни, потому как она сегодня это и предусмотрено в уголовном кодексе только за 4 очень тяжких преступлений, связанных с покушением и лишением жизни человека. Почему мы против, да, может быть, кто-то скажет - это не гуманная позиция. Но мы всегда почему-то забываем тех законопослушных граждан, тех потерпевших, мы почему-то всегда забываем, я подчеркиваю, защитить интересы потерпевшего. Я глубоко убежден, что "Единая Россия" точно проведет этот закон через государственную думу. А Совет Федерации, как ему скажут из кремля, так и проголосует. И смертная казнь из уголовного кодекса будет исключена.

ВЕДУЩИЙ: Илюхин не исключил, что в будущем отмена смертной казни будет обоснованной. Однако при сегодняшнем уровне преступности и положении правоохранительной судебной системы - это преждевременно. Официальная отмена смертной казни сейчас особенно необходима в связи с ситуацией в Чечне, считает уполномоченный по правам человека в . Он отметил, что в ближайшие два года в республике, как ожидается, будет введен суд присяжных, имеющих право на вынесение смертного приговора.

Владимир ЛУКИН: В Чеченской республике до сих пор не введен институт присяжных заседателей. Дело в том, что законные приговоры о смертной казни по конституции могут быть вынесены только судом присяжных. А суда присяжных нету на одной части территории России, а именно в Чеченской республике. И более того, введение суда присяжных там было отложено до десятого года. В принципе, можно было бы еще тянуть, но ситуация в Чечне, как известно, довольно сильно нормализовалась. Видимо, я не знаю этого, но я не исключаю того, что чеченские власти вполне имеют основание ставить вопрос о создании там суда присяжных. А если там будет создан в ближайшее время суд присяжных, то и проблема возникнет со всей остротой, значит, мораторий в известной мере перестанет действовать. Поэтому надо принимать уже серьезный и общий закон. Я думаю, этим было мотивировано решение государственной думы, которое, я, кстати, полностью одобряю.

ВЕДУЩИЙ: Глава правозащитной организации "Московская Хельсинская группа" Людмила Алексеева уверена, что официальная отмена смертной казни в перспективе заставит россиян выше ценить человеческую жизнь.

Людмила АЛЕКСЕЕВА: Быстрого результата это не даст ни в одну, ни в другую сторону. И увеличения преступности это не вызовет, как боятся противники отмены смертной казни. Немедленного смягчения нравов, конечно, издаст. Такие вещи сказываются со временем. Но именно потому европейские страны все пришли к идее отмены смертной казни, и настаивают на том, чтобы все члены совета Европы отказались от смертной казни, потому что отмена убийств государством, так сказать, санкционированных судом, со временем понижает уровень жестокости во всех странах. Человек приучается больше ценить человеческую жизнь. Но, конечно, это приходит через поколения после отмены смертной казни.

ВЕДУЩИЙ: Алексеева напомнила, что Россия вступая в Совет Европы, приняла на себя обязательства отменить смертную казнь. Теме этой сегодня посвящен и комментарий нашего политического обозревателя Антона Ореха.

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ: По поводу смертной казни я, например, совершенно искренне считаю, что это слишком легкое наказание для людей, совершивших особо тяжкие преступления. По моему убеждению, для человека гораздо страшнее и мучительнее до конца жизни просидеть в камере, зная, что он никогда не сможет увидеть этот мир во всей его красоте. Не сможет пойти туда, куда ему захочется, заниматься тем, что ему нравится, не сможет общаться с теми, с кем ему приятно, не увидит ни рассветов, ни закатов, ни любой другой романтики. В общем, у него не будет ничего из того, чем так прекрасна свобода и чего так не хватает заключенному в тюрьме. У заключенного на пожизненный срок останутся только его преступления, о которых ему придется думать круглосуточно до конца жизни. И будет только этот клочок каменного пространства, где его поселили навечно. Говорят, что якобы страх смерти останавливает преступников. Ничего подобного. Многие из самых страшных убийц и головорезов вообще не боятся смерти. А какие-нибудь шахиды - так и вовсе идут на смерть сознательно. Как их запугаешь казнью? Специалисты в области психологии утверждают, что преступники, когда идут на дело, вообще ни о каком наказании, как правило, не думают. Вернее, надеются его избежать. И преступность выше как раз в тех странах, где у преступников есть уверенность в том, что их просто не поймают. Главным инструментом в борьбе с преступностью является не жестокость наказаний, а его неотвратимость. Сейчас убийца знает, что ему грозит расстрел. Но он так же знает, что совершенное им убийство, наверняка, не будет раскрыто. И чего ему бояться? Тут хоть смертную казнь давай, хоть 10 пожизненных сроков - никакого эффекта. А вот если будет известно, что преступника почти наверняка возьмут, и пускай не повесят, но лет на 20 за решетку упекут, вот тогда многие поступки действительно можно будет предотвратить. Кроме того, казнь - это окончательное решение вопроса. Но мы знаем, сколько даже в нашей стране было казнено людей, а уже после выяснилось, что следствие и уд допустили ошибку, что настоящие преступники остались на свободе. Поэтому хотелось бы, чтобы депутаты от моратория на казнь перешли уже, наконец, к ее полной отмене. Но именно по этому вопросу наши дисциплинированные и всегда единые "единороссы" вдруг решили, как я понимаю, поиграть в плюрализм, и голосовать не как положено, а по совести, вроде, как сердце подскажет. А что оно подскажет, и так понятно. Народ наш в массе против отмены казни. и депутаты такие же люди и будут руководствоваться самыми простыми эмоциями. То есть, казнить и желательно побольше.

ВЕДУЩИЙ: Отмечу, что большинство радиослушателей Эхо Москвы выступают против отмены смертной казни. Такого мнения придерживается 57% опрошенных. В то же время 43% полагают, что закон об отмене смертной казни должен быть принят.

Пресса

БЛОК - ИНОСТРАНЦАМ.

Ведомости, Елена Хуторных ВЕДОМОСТИ, 21.02.2008, № 000, Стр. Б1

Доля нерезидентов в капитале российских банков превысила 25 %

В 2007 г. нерезиденты получили блокпакет в российской банковской системе, их доля достигла 25, 08 %

За год, с 1 января 2007 г. по 1 января 2008 г. , доля нерезидентов в уставных капиталах банков выросла с 15, 9 % до 25, 08 %, говорится в материалах ЦБ. Правда, чистая доля иностранцев меньше: если вычесть офшорную долю граждан России, получится 22, 8 % (годом ранее -14, 8 %).

В 2007 г. инвестиции нерезидентов в уставные капиталы российских банков побили все рекорды по абсолютному объему. На 1 января 2008 г. они составили 183, 5 млрд руб.

- 203, 9 % к 1 января 2007 г. В процентах рекорд был в 2005 г.

- 210, 4 %, но тогда нерезиденты вложили всего 26 млрд руб. , а в 2007 г. -93, 5 млрд руб.

Количество банков с участием нерезидентов также рекордно выросло-на 49 до 202. Со 100 %-ным участием - на 12 до 62. Шесть банков нерезиденты создали с нуля ("Тойота банк" , Банк Кипра, "Мерседес-бенц банк рус" , "АБМ банк" , Торгово-промышленный банк Китая,

"Ури банк"), еще шесть получили путем перевода 100 % акций в их пользу ("Третий Рим" , "ТКС банк" , Промсвязьбанк, Совкомбанк, Старбанк, "Абсолют банк"). Число банков, в которых нерезиденты контролируют более 50 %, но менее 100 %, выросло на 10 до 23.

"Банковское сообщество обеспокоено быстрым ростом доли нерезидентов. Но представители Центробанка дают понять, что этот процесс могут контролировать - ведь лицензирование новых банков и разрешение на покупку в его руках" , - говорит вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир Мехряков. "Мне известны два случая за последний год, когда ЦБ не дал согласия на продажу наших банков иностранным" , - рассказывает депутат комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев.

"Закон о банках и банковской деятельности позволяет ЦБ ввести ограничения на долю иностранцев в банковской системе. Но за 12 лет действия этой редакции закона фактически не было попыток этим воспользоваться" , - утверждает Медведев. "Если Россия вступит в ВТО, никакие ограничения и не понадобятся - будет действовать достигнутая договоренность о 50 %-ной квоте для нерезидентов, а через некоторое время ограничения сведутся к нулю" , - напоминает он. Впрочем, экспансии иностранцев, приближенной к 100 %, Медведев не представляет: "В регионах настолько специфические условия жизни банков, что иностранцы их не скоро освоят". "Банков, которые понятны иностранцам и которые они готовы были бы купить, не так много - всего 20-30, поэтому иностранцы вряд ли получат 50 %-ный контроль над нашей банковской системой" ,

- говорил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев в интервью в феврале 2007г. -

[Графические материалы:

Рост влияния нерезидентов в капитале российских банков

Материал доступен в бумажной версии издания.

5 ЗВЕЗД.

Газета, автор не указан, 21.02.2008, № 000, Стр. 4

ВЛАДИМИР ПУТИН, президент России

Путин подписал указ о создании в Жуковском Национального центра авиастроения. По его словам, здесь будет сформирована сеть научных венчурных предприятий, созданы дополнительные возможности для малого бизнеса, дизайнерских и научных центров. "Кто-то, кто обо всем этом услышит, может подумать: "Несет бочки арестантов". Возможно ли это сделать? Абсолютно уверен, что возможно", - подчеркнул Путин.

***

ПАВЕЛ КРАШЕНИННИКОВ, депутат Госдумы

Крашенинников сообщил, что положительное решение по вопросу ратификации протокола о запрете смертной казни к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод было принято комитетом Госдумы по законодательству еще в прошлом созыве, однако в эту сессию поднимать этот вопрос не планируется. "Когда депутатский корпус созреет, тогда и рассмотрим", пояснил Крашенинников.

***

РАМЗАН КАДЫРОВ, президент Чечни

Кадыров обратился к руководству страны с просьбой инициировать объявление новой амнистии в отношении лиц, совершивших преступления во время контртеррористической операции на Северной Кавказе. "Этот акт облегчил бы страдания сотен матерей, явился бы основанием для преломления сознания тех, кто еще остается в рядах НВФ, тех, кто еще из-за страха наказания не сдается властям", - заявил президент Чечни.

***

КЕННЕТ РОТ, исполнительный директор Human Rights Watch

Кеннет Рот представил доклад международной правозащитной организации Human Rights Watch о положении российских некоммерческих организаций, но делать ему это пришлось дистанционно, из Нью-Йорка, поскольку получить российскую визу не удалось. По словам Рота, для него этот случай отказа в визе стал первым с 1997 года, когда его не пустили в Нигерию.

***

ЕВГЕНИЙ АДАМОВ, экс-глава Минатома

Замоскворецкий суд Москвы приговорил Адамова к пяти с половиной годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, признав его виновным в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстных побуждений. По мнению суда, в бытность министром Адамов действовал вопреки интересам службы, в связи с чем государством был потерян контроль над атомной отраслью

НЕ СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС.

Газета, МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ, 21.02.2008, № 000, Стр. 1, 3

Павел Крашенинников готов поднять в Госдуме вопрос об отмене смертной казни

Глава комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников вчера заявил, что окончательной отмене смертной казни в России в принципе ничего не препятствует. Комитет, по словам депутата, готов вынести на ратификацию Госдумы протокол N6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 01.01.01 года, которая безоговорочно запрещает такую форму наказания. "У нас действует мораторий на смертную казнь и по вердикту Конституционного суда, и по указу президента, - заявил Крашенинников. - Но это такая виртуальная вещь, которая является предметом политических спекуляций". Скорее всего, протокол N6 ратифицирован не будет. Руководство "Единой России" не настаивает на его немедленном одобрении, и единороссам разрешено голосовать по собственному усмотрению. И Крашенинников уже чувствует, что депутаты ратификацию не поддержат.

"В повестке ближайшего заседания комитета этого вопроса нет", - пояснил корреспонденту "Газеты" первый зампред комитета по уголовному законодательству Владимир Груздев. Он напомнил, что законопроект был одобрен комитетом еще летом 2007 года. "Я лично против применения смертной казни, - отметил Груздев. - Напомню, что прежде чем был пойман маньяк Чикатило, за его вину был казнен невиновный человек. Уголовное наказание должно быть неотвратимым, жестким, а не жестоким. Общество не должно быть кровожадным по отношению к человеку". Но при этом, поскольку общество еще не готово к такой мере, депутат призывает не торопиться с ратификацией.

Крашенинников также, по сути, признал, что вынесение протокола N 6 на голосование будет формальным жестом вежливости в сторону Запада. Ведь ратификация заранее обречена на провал, поскольку руководство "Единой России" не настаивает на ее одобрении. "Принято решение, чтобы при обсуждении данного вопроса не использовать такой фактор, как партийная дисциплина, - уточнил глава комитета. - Поэтому депутаты сами определяются, но пока мы чувствуем, что он принят не будет". Поскольку большинство россиян, как известно по соцопросам, по-прежнему поддерживают смертную казнь, итог голосования депутатов нетрудно предугадать.

Борьба за окончательную отмену смертной казни идет давно и пока далека от завершения. В 1996 году президент Ельцин своим указом наложил мораторий на физическое исполнение смертных приговоров, в 1997 году в Страсбурге Россия подписала протокол N 6, а в 1999-м президент внес его для ратификации в Госдуму. И в том же году Конституционный суд запретил выносить смертные приговоры.

Статья 1 протокола гласит: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен". Статьи 3 и 4 запрещают отступление от обязательств и оговорки. При присоединении к конвенции Россия все же сделала оговорку о том, что будет присоединяться поэтапно. Тогда участие в конвенции было основным условием для вступления России в Совет Европы. Но думская оппозиция сразу выступила против. С тех пор вопрос о смертной казни периодически поднимался разными фракциями в сиюминутных политических целях, особенно в периоды предвыборных кампаний, причем одни и те же фракции, например "Родина", периодически меняли свою позицию по этому вопросу на диаметрально противоположную. Решение все время откладывалось. Кремль депутатов не торопил: ратификация протокола может испортить отношение общества к Владимиру Путину и властным институтам. А если бы депутаты окончательно отвергли протокол, это вызвало бы бурное негодование в Совете Европы и других европейских институтах.

"Мы ведем долгую торговлю с ЕС, - считает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Например, ратификацию Киотского протокола обменяли на согласие Европы на вхождение России в ВТО". Эксперт считает, что Россия сделала "малюсенький" шажок к ратификации протокола, но "дала понять, что без каких-то серьезных шагов навстречу ничего менять не будет". Как считает Макаркин, окончательное решение вопроса можно обменять, например, на пост главы ПАСЕ для представителя России

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ВАЛ.

Газета, МАДИНА ШАВЛОХОВА, 21.02.2008, № 000, Стр. 5

Сенаторы и генпрокурор замерили уровень правосознания внутри парламента

На заседании Совета федерации (СФ) его председатель Сергей Миронов представил ежегодный доклад верхней палаты "О состоянии законодательства в РФ" за 2007 год. Пояснив, что доклад стал результатом большой совместной работы комитетов и комиссий, аппарата палаты, экспертов и представителей других органов власти (см. "Газету" от 15 и 20 февраля), спикер обрушился с критикой на законотворческую деятельность самого парламента, подразумевая, разумеется, работу коллег из нижней палаты. Правда, саму Госдуму Миронов старался прямо не упоминать. Проведенный мониторинг, по словам спикера, выявил хроническую проблему - низкое качество законопроектов. До сих пор не приняты предложенные Советом федерации проекты законов "О нормативных правовых актах", "О порядке принятия федеральных конституционных законов" и "О Федеральном собрании - парламенте РФ".

После Миронова выступил начальник экспертного управления Аркадий Дворкович, который также отметил необходимость максимально публичной общественной экспертизы каждого законопроекта, а выступавший следом глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов посетовал на то, что принятие антикоррупционных законов затянулось, и призвал поторопиться с этим.

Генеральный прокурор Юрий Чайка одобрил содержание доклада "О состоянии законодательства в РФ", хотя его текст весьма критично оценивает успехи правоохранительной системы, например в борьбе с коррупцией. Чайка тоже посетовал на принимаемые законы, которые в основном бывают сырыми. По его словам, по инициативе прокуроров за год приведено в соответствие с федеральным законодательством более 6 тысяч региональных и муниципальных правовых актов, не меньше было принято.

Гость заседания - председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин посетовал на избыток законов: в 2007 году было принято 337 федеральных конституционных и федеральных законов; и обществу трудно адекватно реагировать на такой законодательный вал. "Необходимо сосредоточиться на более фундаментальных законах", - заявил Плигин. Еще одной большой проблемой он назвал то, что граждане не знают уже действующие законы.

Уполномоченный по правам человека в в своей речи процитировал одного дореволюционного министра, сказавшего: "Состояние законодательства блестящее, но не безнадежное". Лукин выразил недоумение тем, как можно принимать законы без широкого их обсуждения в обществе. Он также призвал начать экспертизу уже принятых законов, может быть, даже на уровне парламентского расследования. Лукин сообщил, что из 33 тысяч жалоб, получаемых им за год, около 3 тысяч касается судебной системы. "Европейский суд удовлетворил 200 исков, и Россия выплатила 2 млн евро, - заявил Лукин. - И это из-за закорючек в законе. Права потерпевшего находятся в очень плохом состоянии". По словам Лукина, общество до сих пор терпимо воспринимает такую форму, как самосуд. "Потому что нет веры в судебную систему", - пояснил он.

Глава комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров заявил корреспонденту "Газеты" после заседания, что в нынешнем парламенте вообще по сути нарушается порядок работы с законами, закрепленный в Конституции. Ведь основной закон требует, чтобы по большинству вопросов законы принимались Госдумой совместно с регионами, причем без спешки, чего на практике не происходит. "Согласно 72-й статье Конституции, касающейся предметов совместного ведения федерального центра и субъектов федерации, между принимаемыми законами должен быть промежуток в один-два месяца. Однако это не соблюдается, - заявил сенатор. - Необходим закон о порядке принимаемых федеральных и иных законов и законодательных актов. В противном случае мы будем иметь то, что сейчас имеем".

Фото:

- ЮРИЙ ЧАЙКА ОДОБРИЛ ДОКЛАД СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ, В КОТОРОМ ЕГО СОБСТВЕННАЯ РАБОТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НЕЛЕСТНО

ФОТО: АРТЕМ ЖИТЕНЕВ/ГАЗЕТ

СТАЛО ХУЖЕ БЫТЬ БЕДНЫМ И БОЛЬНЫМ?.

Газета, ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСАНДР САРГИН, 21.02.2008, № 000, Стр. 6

ТЕМА ДНЯ/ОПРОС

* СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ, зампред комитета Госдумы по охране здоровья (фракция "Единая Россия"), академик РАМН

Нет, не стало. Просто сейчас стоит проблема организации работы, потому что, скажем, по льготникам полномочия переданы в регионы. Но регионы поздно провели конкурсы и, как ни странно, заменили компании. Результат - уже полтора месяца не налажены лекарственные потоки. А ведь деньги в территории отправлены, они есть, причем гораздо большие, чем в прошлом году. Тогда было запланировано 35 млрд рублей, сейчас - 60 млрд рублей. Причем дорогостоящие лекарства отделили от обычного ассортимента. То есть на лекарства от болезней (их ровно семь), на лечение которых тратятся огромные деньги, выделено 33 млрд рублей, а на обычный ассортимент - 27 млрд рублей. Просто надо деньгами рачительно воспользоваться, и прежде всего наладить поставку этих лекарств. Ведь в конце ноября - начале декабря были проведены тендеры, в декабре же подписали договоры, фирмы стали поставлять лекарства только к концу января (если это новые фирмы), и лекарственных запасов, естественно, запланировано не было. Вот и получилось, что в тех территориях, где заменили поставщиков, сейчас до 30-40% отсроченных рецептов. Конечно, все это можно было предусмотреть, но ведь на кону деньги, которые передали в управление регионам. Там, где люди разумнее, и поставщиков сохранили, и не надо было ничего перестраивать. А где поставщиков сменили, там серьезные проблемы.

Да, лекарства дорожают, и здесь ничего не поделаешь, поскольку инфляцию нельзя взять и отменить. Кроме того, у нас, к сожалению, не регулируется норма прибыли на жизненно важные товары. А ведь если ее ввести, то это выбило бы массу посредников и цена товара не была бы завышена в несколько раз. Мы ожидали, что правительство внесет такой пакет законов, но его почему-то до сих пор нет.

* НАТАЛЬЯ КРАЧКОВСКАЯ, народная артистка России

По-моему, ничего не изменилось. Даются те лекарства, которые можно купить. А вот действительно должных и нужных нет. Я только что вышла из больницы, и все бабушки, которые там лежали, именно это и рассказывают. Какой-то аспирин есть, а на что-то нужное, на что льгота есть, наскребывают за свой счет.

* ОКСАНА ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь")

Им стало невыносимо. Я сейчас нахожусь в регионе, и по-прежнему лекарств нет. Скажем, какие-то онкологические заболевания включили в перечень дорогих лекарств, а какие-то - нет. Но ведь помимо лекарств нужно еще и лечение. Так вы попробуйте получить квоту на бесплатное лечение, и я посмотрю, получите ли вы его вообще. Что касается лекарств, то нужно четко определить перечень заболеваний, по которым они должны быть бесплатными. И обязательно это гарантировать. А по сложным случаям надо восстанавливать лечение в целом, потому что у нас человек сейчас застрахован в основном от насморка. Но если он действительно сталкивается с тяжелым заболеванием, то тут все очень сложно. И опять же, финансирование надо давать клиникам в полном объеме, тогда они и будут загружены. А то ведь, как говорят в федеральных клиниках, нам все равно, от кого получать деньги. То есть если госзаказ полностью на весь объем выбирает квоты, тогда у них и все лечение бесплатно для людей. И такие полностью загруженные под госзаказ клиники у нас уже есть.

* ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ.

поэтесса

Мне кажется, что сейчас все доступно. В аптеках все есть, а поликлиники нужные лекарства бесплатно выдают

РЕПЕТИТОРА ВЫЗЫВАЛИ?.

Независимая газета, Наталья Савицкая, 21.02.2008, № 000, Стр. 12

С введением ЕГЭ возрастет объем оплачиваемых зачетов и экзаменов в вузах

Сложилась странная ситуация. Ежегодно растет консолидированный федеральный бюджет на образование и растут бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты. Растут вклады семей в образование детей. И даже зарплаты учителей... А результат-уровень образования падает.

Формальным признаком упадка уровня образования в учебных заведениях является репетиторство. История свидетельствует, что пик репетиторства в дореволюционной России пришелся на 80-90-е годы XIX века. Репетиторством тогда баловались все, достаточно вспомнить примеры из произведений классиков художественной литературы. Кто был домашним учителем тогда? В основном студенты, профессора университетов и даже гимназисты. После Октябрьской революции репетиторство умерло, потому что образование стало делом сугубо государственным. И репетиторство возродилось, когда наметились первые признаки упадка школьной системы обучения, и явственнее обозначился разрыв между вузовским и школьным образованием.

После 1991 года репетиторство стало до неприличия массовым явлением. Согласно исследованиям Высшей школы экономики репетиторством ныне занимаются 15, 5 % преподавателей вузов, 8, 9 % преподавателей техникумов и 21, 7 % учителей школ. Высшая школа экономики ссылается на данные опросов учителей. Но есть и другие цифры. Некоторые депутаты из профильного комитета ГД РФ считают, что репетиторство "попробовали" каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза. По данным ВШЭ за 2006 год, государственное и муниципальное финансирование образования составляет 3, 2 % ВВП. Кроме того, около 1, 7 % ВВП по различным каналам поступает в сферу образования из средств предприятий и населения. Фактически в учебные заведения попадает всего лишь около 4, 2 % ВВП. А значит, по самым скромным оценкам, 0, 7 % ВВП сосредоточены в руках у репетиторов.

На эту тему высказались и международные независимые организации. Эксперты ЮНЕСКО летом 2007 года опубликовали доклад, в котором написали, что в РФ фактически прошла "подмена бесплатного образования системой частных репетиторов". "Для перехода в следующий класс ученикам зачастую приходится брать платные уроки у своего же учителя" , - говорится в их официальном отчете.

Сколько стоит час у учителя-репетитора. В среднем от 300 до 500 рублей в Москве? И 50-200 рублей в регионах. Гораздо больше стоит час репетиторства у преподавателя вуза. Стоимость занятий здесь начинается уже от 50 евро в час. Эта сумма может увеличиваться в зависимости от престижности вуза и "степени гарантии" за поступление.

Разработчики ЕГЭ предполагали, что с введением ЕГЭ система репетиторства чуть ли не исчезнет. Ведь надобность в нем просто отпадет. "Ну, как можно готовить ученика именно к ЕГЭ?" - недоумевали они. Пока разработчики наивно считают, что "нельзя" , растерянных родителей обрабатывают предприимчивые люди, которые уверены, что "можно". Достаточно взглянуть на весьма обширную сеть образовательных агентств, предлагающих сегодня такую услугу населению. Появилось множество компаний, которые "готовят" школьников к единому экзамену. Школьные учителя работают в них по совместительству. Многие из таких агентств умудряются охмурять своих потенциальных клиентов "доступом к телу" чиновников, владеющих эксклюзивной информацией по заданиям ЕГЭ. (Кстати, не факт, что они этот самый доступ не ищут. ) А что вузовские репетиторы? Эксперты фонда "Индем" считают, что на современном этапе уже обозначилось некое движение на рынке вузовского репетиторства. Здесь наметился спад услуг дорогих репетиторов и произошел рост недорогих услуг наподобие оплачиваемых зачетов или экзаменов преподавателю.

В общем, прогнозы экспертов малоутешительны. С поголовным введением ЕГЭ репетиторство не уйдет из вуза. И многократно возрастет в школе. Особенно в первые годы после полного введения ЕГЭ. Родители уже осознали, что все упирается в способность быстро решать "кроссворды". А эту способность тоже надо развивать. Преподаватели, которым не дадут нормальную зарплату, будут трясти деньги со студентов за несданные зачеты и экзамены. приводит цифры, что уже на 30 % возрос отсев студентов после первой сессии. Отчисляют в основном тех, кто прошел по результатам ЕГЭ. Так что вузовским репетиторам работы хватит. Одно утешение: брать за занятие они будут меньше.

Фото:

- Даже с появлением компьютеров надобность в репетиторах так и не отпала...

(нг-фото

ДИСКУССИИ ПОЗАДИ. ПОРА ДЕЙСТВОВАТЬ.

Парламентская газета, Сергей ПЕРШУТКИН, преподаватель юридической социологии, член Российского общества социологов, 21.02.2008, № 000-011, Стр. 11

Организация в структуре Государственной Думы (в отличие от предыдущих созывов) отдельного Комитета по делам молодёжи - это большое событие, знаменующее закономерный этап в развитии молодёжной политики в нашей стране.

Позади завершение дискуссий о необходимости такой структуры, впереди большая работа. Что можно пожелать вновь созданному комитету? Прежде всего активности и последовательности в созидании нормативно-правовой базы молодежной политики, поскольку без этого нам радикально не изменить ситуацию в молодежной среде, не сделать прозрачной работу подразделений по делам молодежи исполнительной власти.

Во-вторых, широкого взгляда на законотворческий процесс, чтобы не ограничиться только работой над одним-единственным законопроектом - "О молодежи и молодежной политике" ,

В-третьих, настойчивого использования всех политико-правовых инструментов, имеющихся в распоряжении у комитета - проведения парламентских слушаний, заседаний "круглых столов" , активной опоры на результаты научных исследований (с помощью создания экспертного совета при данном комитете).

Как раз этот, на мой взгляд, аспект недооценивался в работе Комитета Госдумы по делам молодежи, физкультуры и спорта прошлого созыва, хотя потребность в углубленном обсуждении и формировании разных сторон молодежной политики (с участием экспертов) видится значительной.

Поскольку сегодня определяющим являются не какие-то особые качества молодых людей (молодежь такова, каково общество), а дефицит внимания к молодежной политике руководителей федеральных органов исполнительной власти (показателем чего является прекратившаяся с 2003 года подготовка и публикация государственного доклада о положении молодежи и состоянии государственной молодежной политики в стране, прекращение планирования и финансирования общероссийских социологических исследований социального самочувствия молодежи), то был бы оправдан интерес к этим аспектам федеральных законодателей.

Например с помощью такого механизма, как парламентские слушания.

Считал бы правомерным предложить в тематику парламентских слушаний, инициатором которых мог бы выступить Комитет Госдумы по делам молодежи, следующие вопросы:

состояние и перспективы в нашей стране научных исследований молодежи и создания специализированного института ювенологии;

роль федеральных органов власти в создании необходимой нормативно-правовой базы для изучения и формирования общественного мнения молодежи;

пути активизации политико-правовых механизмов в подддержке профучилищ и учебных комбинатов, готовящих рабочие кадры по массовым специальностям;

пути укрепления нормативно-правовой базы поддержки молодой семьи

С 1 МАРТА В РОССИИ.

Парламентская газета, Подготовили Илья АКИМОВ, Мария СОКОЛОВА, Анна ХКАЧ, 21.02.2008, № 000-011, Стр. 8-9

Влияние укрупнения субъектов РФ на экономику страны, создание оптимальных условий для работы муниципалитетов и борьба с нелегальной миграцией - всё это обсуждалось на прошлой неделе в комитетах Госдумы.

КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ

С новым краем!

Депутаты Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике вплотную приступили к работе по законодательному обеспечению реализации положений Федерального конституционного закона "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" в части укрупнения субъектов Федерации в результате их объединения.

1 марта текущего года на карте России появится новый федеральный субъект - Забайкальский край, говорит председатель комитета Виктор Усачев. Это произойдет согласно конституционному закону об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, который был принят еще в июле прошлого года. Установленный в нем переходный период адаптации завершается. С 1 марта в России будет 83 субъекта Федерации.

Депутаты считают, что в результате укрупнения бывших автономных образований появится возможность более слаженно и целенаправленно распределять финансовые потоки на социальные и производственные потребности регионов. Несомненно, концентрация промышленного потенциала на одной территории положительно отразится на их экономическом росте нового административного формирования.

Мы намерены проанализировать правоприменительную практику функционирования органов государственной власти в новых субъектах, образованных в составе Российской Федерации, и обсудить ее весной на заседании "круглого стола" с участием представителей исполнительных и законодательных органов Пермского, Красноярского, Камчатского, Забайкальского краев и Иркутской области, там, где произошел процесс укрупнения автономий, говорит Виктор Усачев.

Для России сегодня характерна большая и все усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов. К сожалению, дотационных областей и республик, имеющих низкие производственные показатели и, соответственно, невысокий уровень жизни населения, еще, к сожалению, немало.

Эту разницу необходимо сокращать, чтобы удержать и сохранить целостность страны. И как раз в этом направлении, как подчеркивал Президент страны, конструктивную роль может сыграть формирование новых укрупненных центров социально-экономического развития в Поволжье, на Урале, Юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Причем формироваться они будут вместе с созданием сети инновационных территориально-производственных комплексов, позволяющих качественно усовершенствовать транспортную и энергетическую инфраструктуры.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20