Назначение данного учебного элемента состоит в том, чтобы показать, как изменяется прибыль в зависимости от объема производства, определить маржинальную прибыль и объем производства или реализации в точке безубыточности. Анализ объема в точке безубыточности и маржинальной прибыли является ключевым моментом при принятии финансовых решений, оказывающих влияние на прибыль. Понимание этого позволит вам более эффективно организовать учет затрат на предприятии, с полным осознанием того, какой эффект оказывают принятые решения на прибыль предприятия.

Соотношение прибыль–объем. До сих пор речь шла только о затратах и характере их изменения. Вводя понятие "выручка от реализации", мы делаем новый шаг в понимании изменения величины прибыли, что для нас гораздо интереснее. Первый вопрос, которым следует задаться, приступая к какому-либо виду деятельности, следующий: при каком объеме производства или реализации начинает поступать прибыль, т. е. с какого момента деятельность предприятия можно считать безубыточной? Объем, при котором выручка равна полным затратам, соответствует уровню безубыточности, или нулевому уровню прибыли.

Уровень безубыточности разделяет области прибыли и убытков. Когда предприятие начинает устойчиво работать, уровень безубыточности начинает стабилизироваться. Значение этого уровня, т. е. объема реализации, соответствующего уровню безубыточности, можно определить несложными вычислениями.

Если уровень безубыточности предприятия соответствует 1 500 тыс. руб. за один рабочий день, очевидно, что предприятие можно считать прибыльным, если ежедневно оно продает товаров более чем на 1500 тыс. руб. Соответственно, предприятие несет убытки, если оно не продает товара на эту сумму. Понимание точки безубыточности, таким образом, является основополагающим моментом, что в свою очередь позволяет определить, получает ли предприятие прибыль, не производя при этом финансовых выкладок. Какого же рода влияние окажет определенное изменение объема деятельности на прибыль? Например, если в ежедневный объем реализации составляет менее 1500 тыс. руб. и этот показатель нельзя улучшить, придется признать, что состояние дел на предприятии оставляет желать лучшего. Сравнивая фактический объем реализации или производства с уровнем безубыточности, можно получить важный сигнал, предупреждающий об опасности.

Разрыв между фактическим объемом реализации и объемом реализации в точке безубыточности дает дополнительную информацию. Он характеризует величину полученной прибыли. Можно ли увеличить этот разрыв, и в какой степени? Если объем товаров или услуг, производимых предприятием, выше уровня безубыточности, это значит, что прибыль предприятия растет. Если предприятие работает ниже уровня безубыточности, это значит, что растут его убытки, поэтому данный разрыв характеризует положение предприятия в будущем.

Продолжим рассмотрение примера с автомобилем и допустим, что соотношение затрат является корректным. Известно, что Тимур использует автомобиль как такси. Если плата за км составит 2 руб., то при пробеге вкм выручка будет равнатыс. руб., при пробеге вкм - руб.; если же пассажиров не будет, то и выручка будет равна нулю.

Это соотношение вместе с соотношением суммарных или полных затрат, изображено на рисунке как график затраты–объем–прибыль. Поскольку цена за 1 км составляет 2 руб. и является неизменной, то выручка будет изображена прямой линией. При пробеге вкм суммарные затраты составятруб. x 0,323 руб.).

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

Зависимость выручки от объема


По графику можно определить, что уровень безубыточности составляет примерно 2830 км. Ему соответствует точка, в которой прямая выручки пересекается с прямой затрат. Вычисления подтверждают это.

Выручка:

2830 км x 2 руб.

5660

Затраты (-):

Бензин и масло

2830 км x 0,18 руб.

510

Обслуживание

2830 км x 0,06 руб.

170

Всего переменных затрат

680

Страхование

1200

Лицензия

900

Износ

2880

Всего постоянных затрат

4980

Всего затрат

5660

Прибыль

0


Рисунок справа. является более понятной версией, называемой графиком "прибыль–объем". Он позволяет определить прибыль, которую приносит ваша деятельность при различных уровнях пробега или другой деятельности. Прямая зависимости прибыли от объема строится очень легко, ведь вам нужны только две точки, чтобы провести прямую линию. У нас есть, по крайней мере, три. При нулевом уровне деятельности (нет пробега) потери равны постоянным затратам, которые по-прежнему присутствуют. При пробеге в 2830 км автомобиль–такси не приносит прибыли. При пробеге вкм можно вычислить, что выручка составитруб. при затратах вруб., создавая прибыль вруб.

Пример иллюстрирует взаимосвязь между выручкой, затратами, объемом и прибылью. При другом объеме появятся другие значения выручки, затрат и прибыли. Таким образом, уровень безубыточности несет важную информацию, которая является базой для планирования деятельности. Появляется возможность быстро оценить прибыль, которая будет получена при определенном уровне деятельности, планируя деятельность так, чтобы максимизировать прибыль. Это является основой разработки финансовых проектов и бюджетов.

Задание. Перечислите причины, по которым при пробеге вкм затраты могут отличаться от предполагаемыхруб. Будут ли они, на ваш взгляд, выше или ниже?

Комментарий. Любые оценки затрат являются только оценочными и, вероятно, могут быть изменены. Например, амортизация автомашины при пробегекм, скорее всего, будет больше 2880 руб. Она относится к условно-постоянным и условно-переменным затратам. Наши предположения об изменении затрат, возможно, будут ложными в рассматриваемом диапазоне пробега. Если автомашина имеет такой большой пробег, возможно заключение договора о скидке в цене на бензин с местным гаражом. Переменные затраты, таким образом, могут быть ниже.

Вычисление уровня безубыточности и маржинальной прибыли. Хотя диаграммы очень наглядны, у некоторых людей необходимость иметь дело с диаграммами, а не с теоретическими выкладками вызывает раздражение. Важно понять, что уровень безубыточности может быть не только определен графически, но и вычислен. Однако для начала необходимо уяснить другой термин - маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализаций и переменными затратами и идет прежде всего на покрытие постоянных затрат, а далее - на формирование прибыли. Иными словами, та часть маржинальной прибыли, которая остается после покрытия постоянных затрат, и составляет прибыль.

Удельная маржинальная прибыль в примере с такси составляет 1,76 руб./ км (2 руб.–0,24 руб.). Маржинальная прибыль при пробегекм составляетруб. x 1,76 руб.).

Иногда маржинальная прибыль выражается в процентах от выручки и называется долей маржинальной прибыли, или отношением прибыль - объем, где под объемом понимается именно объем реализации в денежном выражении. В примере с такси уровень маржинальной прибыли равен 88% (1,76 руб. /2 руб. или при пробеге вкмруб. /руб.). Доля маржинальной прибыли в 88% означает, что из каждых 100 руб. выручки 88 руб. являются маржинальной прибылью, которая идет на покрытие постоянных затрат. Если вы находитесь выше точки безубыточности и все постоянные затраты покрыты, это значит, что 88 руб. становятся прибылью.

Уровень безубыточности может быть вычислен из соотношения:

Постоянные затраты

Уровень безубыточности =

Доля маржинальной прибыли, %


Для примера с такси:

4980

Уровень безубыточности =

= 5660 руб.

88 %


График "прибыль – объем" показывает, что уровень безубыточности действительно составляет 5660 руб., что соответствует 2830 км пробега такси.

Будучи объединенными, понятия доли маржинальной прибыли и уровня безубыточности позволяют быстро определить прибыль или убытки без необходимости детальных расчетов. Например, если уровень безубыточности для предприятия составляетруб. в месяц при доле маржинальной прибыли в 40%, можно быстро определить потери, которые несет предприятие при выручке в 23000 руб., и прибыль, которую она производит при выручке вруб. Реализуя товаров на сумму вруб., предприятие работает наруб. ниже уровня безубыточности. Следовательно, предприятие имеет убытки в размереруб. Произведем расчеты:

Выручка

23 000 тыс. руб. x 40%

= 9200 тыс. руб.

маржинальная прибыль

Уровень безубыточности

33 000 тыс. руб. x 40%

=13 200 тыс. руб.

Разность (убыток)

10 000 тыс. руб. x 40%

=(4000 тыс. руб.)


Получая выручку втыс. руб., предприятие работает натыс. руб. выше точки безубыточности. Это дает прибыль в размеретыс. руб. x 40% = 4000 тыс. руб. Произведем расчеты:

Выручка

43 000 тыс. руб. x 40%

=тыс. руб.

маржинальная прибыль

Уровень безубыточности

33 000 тыс. руб. x 40%

=13 200 тыс. руб.

Разность или прибыль

10 000 тыс. руб. x 40%

= 4000 тыс. руб.


Таким образом, разность между фактической выручкой от реализации и выручкой при объеме, необходимом для достижения безубыточности, умноженная на долю маржинальной прибыли, позволяет получить фактическую величину прибыли или убытков. Если фактический уровень деятельности выше уровня безубыточности, тогда эта разница представляет собой запас безопасности, который может так же быть выражен в процентах от фактически полученной выручки.

Превышение фактической выручкой уровня безубыточности

Запас безопасности =

Фактическая выручка


Для рассмотренного примера

10 000

Запас безопасности =

= 23,3 %.

43 000


Для рассмотренного примера это означает, что объем продаж и соответственно получаемая выручка могут быть уменьшены на 23,3% руб. x 23,3% =руб.) до той предельной величины, начиная с которой предприятие начнет нести убытки. Запас безопасности, таким образом, определяет риск предприятия в зависимости от его стоимостной структуры.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАПАС БЕЗОПАСНОСТИ, ТЕМ МЕНЬШЕ РИСК.



Задание Ниже приведен образец рабочих записей. Определите долю маржинальной прибыли и уровень безубыточности для предприятия. Какие можно сделать выводы на основании полученных результатов?

тыс. руб.

тыс. руб.

тыс. руб.

Выручка

Себестоимость проданных товаров:

Запасы товаров

11 814

Закупки товаров

8965

Оставшиеся запасы (-)

(4350)

Затраты

Зарплата директоров

Налог на социальное страхование

20 692

Зарплата и оплата временных сотрудников

19 035

Затраты на транспорт

22 074

Командировочные расходы

8810

Амортизация

25 050

Доход от реализации оборудования (-)

13 848

11 202


Административные затраты

Налоги

1286

Освещение и отопление

1125

Ремонт

3329

Страхование

3121

Уборка

384

Износ

3609

Аренда оборудования

4255

Телефон и телекс

4017

Почтовые услуги и канцелярские товары

5576

Обучение персонала

3600

Комиссионные

1892

Реклама

1642

Развлечения

2283

Пособия работникам

2841

Плата за банковские операции

884

Аудит и бухгалтерские услуги

8075

Юридические услуги

732

Плата за факторинг

8372

Накопленные затраты

1001

Прочие затраты

807

Амортизация

2365

61 196

(

Прибыль от реализации

10 456

Другие источники дохода

2148

Выплаты

(5241)

Прибыль от деятельности до уплаты налогов

7353


Предприятие, рассмотренное в примере, имеет достаточно высокую долю маржинальной прибыли (78,3%), но в то же время и высокие постоянные затраты по отношению к выручке от реализации. Его запас безопасности составляет только 2,7%. Наибольший элемент постоянных затрат предприятия – оклады руководства. Если руководство рассматривает свои оклады как нечто незыблемое, то они являются полностью постоянными затратами. Однако если бы предприятию не удалось достичь объема продаж, позволяющего получать выручку в сумме руб., руководство, вполне возможно, не смогло бы их получить таких относительно высоких окладов.

Итак, проблема предприятия состоит в увеличении его запаса безопасности. Однако если главным элементом таких постоянных затрат, как зарплата, являются фиксированные оклады руководства и маржинальная прибыль находится на достаточно высоком уровне, то, если руководство хочет сохранить свою зарплату, предприятию необходимо работать над увеличением объема продаж.

Резюме. Затраты, прибыль и объем взаимосвязаны между собой. Для понимания этой взаимосвязи необходимо использовать методы анализа безубыточности и маржинальной прибыли. Эти методы играют ключевую роль в ходе принятия финансовых решений, оказывающих влияние на предприятие. Знание этих методов позволяет организовать деятельность таким образом, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать неудачи.

Таким образом, можно контролировать точку безубыточности и управлять ею для максимизации прибыли и минимизации риска. Кроме того, возможно получение большей прибыли при большем объеме продаж и меньшей цене. Рассмотренные методы позволяют задавать вопросы типа "Что, если" относительно деятельности и получаемой прибыли. Они позволяют также разрабатывать бюджеты - оценивать возможные в будущем ситуации! - в том числе и получаемую прибыль, не прибегая к детальным бухгалтерским выкладкам.

3.4 Анализ маржинальной прибыли и принятие решений

Цель данного учебного элемента заключается в том, чтобы показать, как может быть использован анализ маржинальной прибыли и уровня безубыточности для принятия деловых решений, а также пояснить, как с помощью этих методов получить информацию о риске или доходе – ключевых элементах любого делового решения.

Материал учебного элемента позволит получить представление о порядке принятия решений как относительно привлечения субподряда на определенные участки деятельности, так и относительно тех товаров или услуг, на которые предполагается заключать контракты либо расширять объем их реализации. Данный материал позволит также понять, как через затраты определяется минимальная цена на любой товар или услугу. Наконец, будет показано, как можно использовать анализ маржинальной прибыли для уточнения целей.

Риск или доход


Анализ маржинальной прибыли и уровня безубыточности позволяет более четко понять природу большинства финансовых решений, которые по сути дела представляют собой выбор между риском и доходом. Существует два правила, пригодных для принятия любых решений:

Чем выше постоянные затраты, тем больше риск.
Чем выше уровень безубыточности, тем больше риск.

При высоком уровне безубыточности предприятие начинает нести убытки гораздо раньше (хотя конкретный уровень безубыточности следует рассматривать по отношению к общему потенциалу рынка). При высоких постоянных затратах убытки будут гораздо существеннее. Конечно, в этих выкладках учтены такие факторы, как уровень маржинальной прибыли, или соотношение прибыли и объема: если маржинальная прибыль достаточно высока, то высокие постоянные затраты могут соответствовать низкой точке безубыточности. И наоборот, в случае низкой прибыли уровень безубыточности будет достаточно высок даже при сравнительно небольших постоянных затратах при низкой маржинальной прибыли. Идеальным для деятельности является сочетание низких постоянных затрат с высокой маржинальной прибылью. Такая комбинация будет неизбежно давать низкий уровень безубыточности и высокие прибыли при увеличении объема реализации. Рассмотрим пример.

Предприятие может производить дополнительно 1500 флаконов или только шампуня А, или шампуня В. Дополнительные постоянные затраты, которые необходимо инвестировать для того, чтобы обеспечить такой объем, составят 15 тыс. руб. для шампуня А и 20 тыс. руб. для шампуня В. Затраты и цены на шампунь следующие (в. руб.):

А

В

Отпускная цена единицы

35

36

Переменные затраты на единицу

15

11

Маржинальная прибыль

20

25

Доля маржинальной прибыли

57,1 %

69,4 %

Уровень безубыточности, руб.

26 250

28 800

Уровень безубыточности, шт.

750

800


Шампунь А требует менее высоких постоянных затрат, но имеет менее высокую маржинальную прибыль, чем шампунь В. Фактически это обеспечивает менее высокий уровень безубыточности. Таким образом, выбору шампуня А сопутствует меньший риск.

Соотношение прибыли от шампуня А по сравнению с шампунем В


Идеальная ситуация в деятельности характеризуется низкими постоянными затратами и высоким уровнем маржинальной прибыли.

Поскольку можно вкладывать средства в производство только одного вида шампуня, но не обоих, решение, несомненно, зависит от возможного оцениваемого объема продаж. Если объем продаж ниже 1000 единиц, шампунь А обеспечивает большую прибыль (или меньшие убытки). Если объем продаж выше 1000 единиц, больше прибыли дает шампунь В. Другими словами, производство шампуня В дает шанс получения большего дохода, но это должно быть сопоставлено с риском больших убытков в случае, если окажется, что объем продаж упадет ниже 800 флаконов.

Очень часто возможна замена переменных затрат на постоянные: например, когда предприятие вкладывает средства в станки, позволяющие экономить затраты труда, оно может противопоставить более высокому износу (постоянные затраты) более низкую оплату труда (переменные затраты). Несмотря на то что производство шампуня А и шампуня В имеет много общего, можно рассмотреть решение для ситуации, в которой шампунь А будет представлять собой производство с высокими затратами на оплату труда, а шампунь В – производство с более высокими затратами капитала. Способ с большими капитальными затратами предполагает больший доход, но только при достижении высокого объема продаж.

И последнее. Наибольшими постоянными затратами, не относящимися к производству, но с которыми, возможно, придется столкнуться, являются затраты по выплате процентов за кредит. Они должны быть выплачены независимо от того, достигнут высокий объем продаж или нет. Чем больше постоянные затраты, тем больше риск, принимаемый Вашим предприятием, тем больше будет уровень безубыточности.

Проценты за кредит являются постоянными затратами. Чем они выше, тем больше рискует Ваше предприятие.

Задание.Выберите способы, позволяя уменьшить риск, из приведенного ниже:

1. уменьшение постоянных затрат
2. уменьшение уровня безубыточности
3. увеличение маржинальной прибыли

Что способствует уменьшению риска и сохранению прибыльности предприятия при данном уровне деятельности?

Принятие решения о найме субподрядчиков


Одним из очевидных способов уменьшения постоянных затрат и риска является использование субподряда для некоторых производственных операций или приобретения компонентов товара или услуги. В этом случае элементы постоянных затрат, такие, как амортизация оборудования или постоянная заработная плата, могут быть заменены на переменные затраты путем приобретения товара или услуги, осуществляемого только в том случае, если этот товар или услуга необходимы.

Допустим, предприятие, которое имеет свободные производственные мощности, может как самостоятельно производить необходимые компоненты, так и приобретать их по цене 30 руб. Сопоставим эту величину с затратами на производство:

Цена приобретения, за единицу

30 руб.

Переменные затраты производства:

Материалы (сырье)

9 руб.

Оплата труда

6 руб.

Переменные накладные расходы

7 руб.

Итого

22 руб./ед.


Очевидно, что в этом случае дешевле производить компоненты.

Важно отметить, что справедливо это только при следующих допущениях: во-первых, указанные переменные затраты и фактически являются переменными, и, во-вторых, действительно существуют свободные производственные мощности. Поскольку они свободные, не возникнет дополнительных постоянных затрат в производстве компонентов.

В том случае, когда потребуется приобретать новое оборудование, амортизация которого составит 8000 руб., в год, ситуация изменится: появятся постоянные затраты. Указанная цена приобретения компонентов 30 руб. представляет собой, вне сомнения, переменные затраты. В то же время, переменные затраты на производство составляют 22 руб., что позволяет получить экономию переменных затрат в размере 8 руб. на единицу. Таким образом, чтобы покрывать появившиеся 8000 тыс. руб. постоянных затрат, необходимо будет ежегодно производить дополнительно 1000 единиц= 8 000 руб. / 8 руб.).

Другими словами, если потребность в этом компоненте превышает 1000 единиц в год, то их выгоднее производить, чем приобретать. Однако в такой ситуации, т. е. при наличии альтернатив, всегда заложена определенная доля риска.

Сопоставление альтернатив: производство или приобретение


Аналогично можно рассмотреть возможность субподряда части услуги. В этом случае для деятельности в сфере оказания услуг решение может оказаться еще более простым, возможно, придется только сравнить закупочную цену с затратами по найму одного работника. Работы по субподряду могут оплачиваться на почасовой основе или сдельно, за выполненную работу; если же постоянный персонал, работающий полный рабочий день, ежемесячно получает фиксированную заработную плату, то почасовая оплата или сдельная оплата по субподряду представляет собой переменные затраты, которые можно сопоставить с постоянными затратами на заработную плату штатных работников.

Предположим, оплата постоянных рабочих составляет 8 000 руб. в месяц, в то время как труд временных работников оплачивается их расчета 40 руб. в час. При этом если временный персонал работает более 200 часов в месяцруб. в месяц / 40 руб. в час), то будет экономнее иметь штатных работников – разумеется, если данная работа гарантированно будет продолжаться в течение значительного периода времени. 200 часов является, таким образом, критической точкой, определяющей выбор между этими альтернативами.

Следующим шагом на пути принятия решения является определение «уровня безубыточности». Анализ уровня безубыточности не предлагает готового решения, но он дает основные исходные положения для принятия этого решения.

Задание. Перечислите те виды деятельности на своем предприятии, которым могут быть осуществлены при помощи субподряда. Какое влияние может оказать субподряд на прибыль и на степень риска в деятельности предприятия?

Принятие решения о прекращении производства товара или увеличении объема реализации


Анализ маржинальной прибыли позволяет определить, какие именно товары или услуги являются более прибыльными. Из результатов анализа видно, какие товары или услуги способствуют увеличению объема продаж и какие, наоборот, могут быть исключены из ассортимента. Рассмотрим в качестве примера данные для ряда товаров одного предприятия:

Наименование товара:

А

В

С

D

Е

Цена за единицу, руб.

1,30

1,00

1,00

1,00

1,70

Переменные затраты на единицу, руб.

0,68

0,49

0,66

0,68

1,80

Маржинальная прибыль на единицу, руб.

0,62

0,51

0,34

0,32

(0,10)

Доля маржинальной прибыли, %

48 %

51 %

34 %

32 %


Маржинальная прибыль на единицу продукции является хорошей информацией к размышлению. Товары А, В, С и D дают положительную маржинальную прибыль, покрывающую постоянные затраты, однако каждая единица товара Е приносит убыток, равный 0,10 руб., т. к. затраты на товар Е составляют 1,8 руб. при цене 1,7 руб. В таком случае прибыль предприятия может быть увеличена при полном прекращении производства товара Е. В то же время, вполне возможно, что существуют причины, по которым производство товара Е необходимо продолжать, например, предоставление потребителям более широкого ассортимента товаров.

Перед нами встает очередной вопрос: если прекращено производство одного товара, производство какого должно быть расширено для загрузки свободных мощностей? Ответ на него позволяет получить анализ маржинальной прибыли: следует расширять производство и продажу товаров, имеющих наибольшую долю маржинальной прибыли в процентах: сначала товара В, покрывая потребность в нем, затем товара А, покуда в нем есть потребность, затем товаров С и D.

Этот принцип является достаточно ясным и может быть применен как к товару, так и к услугам. Если товар или услуга дают отрицательную маржинальную прибыль, тогда их производство должно быть приостановлено до тех пор, пока не будут найдены пути, позволяющие сделать маржинальную прибыль положительной или не высветятся какие-либо важные причины для его продолжения. Товаром или услугой, объем производства которых должен быть увеличен, являются те, которые имеют наибольшую долю маржинальной прибыли, даже если придется сократить объем продаж товаров или услуг с более низкой маржинальной прибылью.

Задание. Определите маржинальную прибыль для производимых на Вашем предприятии товаров и услуг. Может ли прибыль быть увеличена при прекращении производства товара или услуги или при увеличении объема продаж другого товара/ услуги с более высокой долей маржинальной прибыли?

Если товар или услуга дает отрицательную маржинальную прибыль, их производство должно быть прекращено. Увеличивать следует производство товаров или услуг с наибольшим уровнем маржинальной прибыли.

Использование дефицитных (ограниченных) ресурсов


Достаточно часто встречаются ситуации, в которых не возможно реализовать какие-либо планы из-за недостатка оборотного капитала, отсутствия производственных мощностей, сырья или квалифицированных специалистов. Дефицит обусловлен невозможностью получения дополнительных фондов для инвестирования или тем, что владелец просто не желает производить дальнейшие инвестиции. Независимо от причины для принятия решения о том, какая альтернатива дает наибольшую прибыль при ограничении каких-либо ресурсов, может быть использован анализ маржинальной прибыли.

Предположим, предприятие из предыдущего примера собирается выпускать товар четырех наименований - A, B, C, D; постоянные затраты предприятия составляют руб. в месяц. Предположим также, что предприятие имеет ограниченное время работы оборудования: 2000 часов в месяц. Маржинальную прибыль на один час работы оборудования можно вычислить следующим образом:

А

В

С

D

Маржинальная прибыль на 1000 ед.

620

510

340

320

Количество часов работы оборудования
для производства 1000 ед.

2

1

4

2

Маржинальная прибыль на 1 час работы

310

510

85

160


Очевидно, что максимальную маржинальную прибыль на час работы оборудования позволяет получить товар В, за ним следуют по порядку товары A, D и С. Таким образом, предприятие должно производить как можно больше товаров в следующем порядке: B, A, D, C – принимая во внимание как спрос на данный товар, так и требующееся время работы оборудования.

Предположим, что известен спрос на каждый вид товара. В этом случае для получения наибольшей прибыли предприятие должно принять следующий план производства товаров:

Наименование товара

А

В

С

D

Всего

Спрос на товары (в 1000 ед.)

250

1 000

750

500

Предлагаемый объем продаж (в 1000 ед.)

250

1 000

0

250

Количество часов рабо

ы

500

1 000

500

2 000

Маржинальная прибыль всего, руб.

80 000

Всего постоянные затраты, руб.

Всего прибыль, руб.


Любая другая комбинация при условии ограничения часов работы оборудования даст меньшую прибыль.

Если предприятию приходится функционировать в условиях ограничений (лимита) на некоторый ключевой ресурс, следует расширить объем продажи товара или услуги, имеющих наибольшую маржинальную прибыль на единицу лимитированного ресурса. Это позволит предприятию получить наибольшую прибыль. Для многих видов деятельности, связанных с услугами, дефицитным ресурсом является время, и, таким образом, маржинальная прибыль на один час (в случае ограничений по времени) является ключевым элементом для наблюдения и анализа.

Задание. Перечислите любые ограничения основных ресурсов, с которыми вам приходится сталкиваться в своей деятельности. Может ли прибыль возрасти при расширении объема продаж товара или услуги с более высокой маржинальной прибылью на единицу лимитирующего ресурса? Если да, то как?

Принятие решения о назначении более низкой цены


Если производство имеет свободные мощности, всегда существует соблазн взять дополнительное количество работы по более низкой цене. Однако всегда встает вопрос, насколько низкой может быть цена? Человек, знакомый с маркетингом, может сказать, что цена должна определяться потребителем и рынком. Однако затраты являются непременным атрибутом деятельности. В перспективе любой вид деятельности должен покрыть все свои затраты и принести прибыль. Как было показано выше, до тех пор, пока цена превышает переменные затраты, товар или услуга дают положительную маржинальную прибыль и покрывают постоянные затраты. Другими словами, минимальная цена, которую следует назначать на товар или услугу, должна превышать переменные затраты. Если имеются свободные мощности, тогда каждая дополнительно проданная по цене выше переменных затрат единица дает дополнительную прибыль.

Однако назначение цены на уровне, лишь незначительно превышающем переменные затраты, является довольно рискованным шагом. Если другие потребители узнают об этом, у всех появится желание покупать товар по низкой цене. В этом случае нет никаких гарантий, что деятельность вообще будет приносить прибыль. Например, предприятия, продающие основной объем товаров в преддверии праздников, зачастую предлагают остаток товара перед самым праздником по очень низкой цене. Если каждый из покупателей будет ждать последней минуты для получения максимальной скидки, то, что получится в результате?

Вам, вероятно, запомнилось название предприятия, о переходе в которое размышлял Тимур, а именно предприятие "Такси-сервис", предлагавшее услуги такси, в том числе и для загородных прогулок. В предприятии рассматривалась возможность организации базы отдыха, для людей, желающих полноценно отдохнуть на протяжении недели. Предприятие предполагает использовать для этого значительное число дачных домиков в одном из экологически чистых районов России. Каждый домик будет обслуживаться горничной, которой получала бы 700 руб. в неделю. Горничная должна была обслуживать всех проживающих в домике; средние затраты на питание ориентировочно составят 700 руб. в неделю на человека. Предприятие собиралось арендовать домики в одной из областей Центральной России, уплачивая местным жителям по 4300 руб. в неделю. В домике могло бы разместиться 10 человек. Предприятие "Такси-сервис" предполагало взять на себя также доставку отдыхающих к месту отдыха, при этом транспортные расходы по поездкам в оба конца предполагались в размере 700 руб. на человека. Предприятие планировало также предоставлять микроавтобус для экскурсий, что обошлось бы в 1000 руб. за рейс.


В этом случае переменные затраты за неделю состояли бы из:

Питание

700

Транспортные расходы

00

Итого

1400


Все другие затраты являются постоянными; если предприятие решит заниматься этой деятельностью т. е. организовать базу отдыха, то у него должны будут быть постоянно арендованные домики, горничные, микроавтобус для экскурсий. Предприятию придется оплачивать аренду домика, время горничных и микроавтобус вне зависимости от того, есть гости или нет. Постоянные затраты для базы отдыха будут, таким образом, следующими:

Горничные

700

Аренда домика

4300

Прокат микроавтобуса

1000

6000


Суммарные средние затраты на одного отдыхающего в неделю зависят от того, как много гостей будет размещено в домике.

Количество
отдыхающих

Суммарные
затраты,
тыс. руб.

10

2000

8

2150

6

2400

4

2900


Однако, несмотря на то что суммарные затраты возрастают при уменьшении количества гостей, до тех пор, пока домик не заполнен, предприятие может позволить себе снизить цены за недельный отдых до уровня чуть больше переменных затрат в 1400 руб. Любая оплата выше этой цифры представляет собой прибыль, которую предприятие не получило бы в другом случае.

Подход к определению целей


Формула для определения оборота на уровне безубыточности может быть преобразована для расчета уровня деятельности, необходимого для производства заданной прибыли:

Постоянные затраты + Прибыль

Необходимая выручка =

Доля маржинальной прибыли, %


Если предположить, что в рассмотренном выше примере с такси (где постоянные затраты равнялись 4980 руб., а доля маржинальной прибыли – 88%) желательная прибыль составляет 10000 руб. в месяц, следовательно, Тимуру необходимо получить выручку в размере 17023 руб. и проехать для этого 8511 км (8511 км x 2 руб. за км = 17023 руб.).

4980 +

Необходимая выручка =

= 17022,7 руб.

88 %


Уравнение подобным же образом может быть использовано для того, чтобы определить влияния изменения затрат на уровень безубыточности. Если, например, затраты на страхование возрастут на 100 руб., то «новый» уровень безубыточности составит:

Суммарные постоянные затраты + Дополнительные постоянные затраты

4980 + 100

=

= 5773 руб.

Доля маржинальной прибыли, %

88 %


вместо прежних 5660 тыс. руб., или 2886 км вместо прежних 2830 км.

Можно взглянуть на проблему с другой точки зрения и определить, на какую величину необходимо увеличить объем продаж и, соответственно, выручку для покрытия возросших постоянных затрат. Требуемая величина вычисляется следующим образом:

Дополнительные постоянные затраты

100

Дополнительная выручка = 

 = 

 = 

133

Доля маржинальной прибыли, %

88 %


Уровень безубыточности составлял 5660 тыс. руб. Получение дополнительной выручки в размере 113 руб. означает «новый» уровень безубыточности в 5773 тыс. руб.

Этот метод может оказаться полезным в принятии решения по увеличению таких постоянных затрат, как реклама, потому что это позволяет вам узнать, какой дополнительный объем продаж требуется для покрытия этих вложений.

Задание. Предприятие, выпускающее упаковку для шампуня, рассматривает возможность дополнительных затрат в 50 тыс. руб. на рекламу для расширения продаж пластиковых бутылок. Если затраты, с которыми оно столкнется, останутся прежними, сколько бутылок нужно дополнительно продать для покрытия затрат на рекламу (доля маржинальной прибыли = 77%)?

Комментарий. Если доля маржинальной прибыли = 77%, то дополнительная выручка составит 50 000/77 % =руб. Известно, что такая выручка соответствует одному миллиону бутылок. Так как маржинальная прибыль составляет 50 тыс. руб. на 100 бутылок, дополнительная продажа даст суммарную маржинальную прибыль втыс. руб., равную дополнительным затратам на рекламу.

3.5 Себестоимость товаров и услуг

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18