Назначение данного учебного элемента состоит в том, чтобы показать, как изменяется прибыль в зависимости от объема производства, определить маржинальную прибыль и объем производства или реализации в точке безубыточности. Анализ объема в точке безубыточности и маржинальной прибыли является ключевым моментом при принятии финансовых решений, оказывающих влияние на прибыль. Понимание этого позволит вам более эффективно организовать учет затрат на предприятии, с полным осознанием того, какой эффект оказывают принятые решения на прибыль предприятия.
Соотношение прибыль–объем. До сих пор речь шла только о затратах и характере их изменения. Вводя понятие "выручка от реализации", мы делаем новый шаг в понимании изменения величины прибыли, что для нас гораздо интереснее. Первый вопрос, которым следует задаться, приступая к какому-либо виду деятельности, следующий: при каком объеме производства или реализации начинает поступать прибыль, т. е. с какого момента деятельность предприятия можно считать безубыточной? Объем, при котором выручка равна полным затратам, соответствует уровню безубыточности, или нулевому уровню прибыли.
Уровень безубыточности разделяет области прибыли и убытков. Когда предприятие начинает устойчиво работать, уровень безубыточности начинает стабилизироваться. Значение этого уровня, т. е. объема реализации, соответствующего уровню безубыточности, можно определить несложными вычислениями.
Если уровень безубыточности предприятия соответствует 1 500 тыс. руб. за один рабочий день, очевидно, что предприятие можно считать прибыльным, если ежедневно оно продает товаров более чем на 1500 тыс. руб. Соответственно, предприятие несет убытки, если оно не продает товара на эту сумму. Понимание точки безубыточности, таким образом, является основополагающим моментом, что в свою очередь позволяет определить, получает ли предприятие прибыль, не производя при этом финансовых выкладок. Какого же рода влияние окажет определенное изменение объема деятельности на прибыль? Например, если в ежедневный объем реализации составляет менее 1500 тыс. руб. и этот показатель нельзя улучшить, придется признать, что состояние дел на предприятии оставляет желать лучшего. Сравнивая фактический объем реализации или производства с уровнем безубыточности, можно получить важный сигнал, предупреждающий об опасности.
Разрыв между фактическим объемом реализации и объемом реализации в точке безубыточности дает дополнительную информацию. Он характеризует величину полученной прибыли. Можно ли увеличить этот разрыв, и в какой степени? Если объем товаров или услуг, производимых предприятием, выше уровня безубыточности, это значит, что прибыль предприятия растет. Если предприятие работает ниже уровня безубыточности, это значит, что растут его убытки, поэтому данный разрыв характеризует положение предприятия в будущем.
Продолжим рассмотрение примера с автомобилем и допустим, что соотношение затрат является корректным. Известно, что Тимур использует автомобиль как такси. Если плата за км составит 2 руб., то при пробеге вкм выручка будет равнатыс. руб., при пробеге вкм - руб.; если же пассажиров не будет, то и выручка будет равна нулю.
Это соотношение вместе с соотношением суммарных или полных затрат, изображено на рисунке как график затраты–объем–прибыль. Поскольку цена за 1 км составляет 2 руб. и является неизменной, то выручка будет изображена прямой линией. При пробеге вкм суммарные затраты составятруб. x 0,323 руб.).

Зависимость выручки от объема
По графику можно определить, что уровень безубыточности составляет примерно 2830 км. Ему соответствует точка, в которой прямая выручки пересекается с прямой затрат. Вычисления подтверждают это.
Выручка: | 2830 км x 2 руб. | 5660 |
Затраты (-): | ||
Бензин и масло | 2830 км x 0,18 руб. | 510 |
Обслуживание | 2830 км x 0,06 руб. | 170 |
Всего переменных затрат | 680 | |
Страхование | 1200 | |
Лицензия | 900 | |
Износ | 2880 | |
Всего постоянных затрат | 4980 | |
Всего затрат | 5660 | |
Прибыль | 0 |
Рисунок справа. является более понятной версией, называемой графиком "прибыль–объем". Он позволяет определить прибыль, которую приносит ваша деятельность при различных уровнях пробега или другой деятельности. Прямая зависимости прибыли от объема строится очень легко, ведь вам нужны только две точки, чтобы провести прямую линию. У нас есть, по крайней мере, три. При нулевом уровне деятельности (нет пробега) потери равны постоянным затратам, которые по-прежнему присутствуют. При пробеге в 2830 км автомобиль–такси не приносит прибыли. При пробеге вкм можно вычислить, что выручка составитруб. при затратах вруб., создавая прибыль вруб.
Пример иллюстрирует взаимосвязь между выручкой, затратами, объемом и прибылью. При другом объеме появятся другие значения выручки, затрат и прибыли. Таким образом, уровень безубыточности несет важную информацию, которая является базой для планирования деятельности. Появляется возможность быстро оценить прибыль, которая будет получена при определенном уровне деятельности, планируя деятельность так, чтобы максимизировать прибыль. Это является основой разработки финансовых проектов и бюджетов.
Задание. Перечислите причины, по которым при пробеге вкм затраты могут отличаться от предполагаемыхруб. Будут ли они, на ваш взгляд, выше или ниже?
Комментарий. Любые оценки затрат являются только оценочными и, вероятно, могут быть изменены. Например, амортизация автомашины при пробегекм, скорее всего, будет больше 2880 руб. Она относится к условно-постоянным и условно-переменным затратам. Наши предположения об изменении затрат, возможно, будут ложными в рассматриваемом диапазоне пробега. Если автомашина имеет такой большой пробег, возможно заключение договора о скидке в цене на бензин с местным гаражом. Переменные затраты, таким образом, могут быть ниже.
Вычисление уровня безубыточности и маржинальной прибыли. Хотя диаграммы очень наглядны, у некоторых людей необходимость иметь дело с диаграммами, а не с теоретическими выкладками вызывает раздражение. Важно понять, что уровень безубыточности может быть не только определен графически, но и вычислен. Однако для начала необходимо уяснить другой термин - маржинальная прибыль. Маржинальная прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализаций и переменными затратами и идет прежде всего на покрытие постоянных затрат, а далее - на формирование прибыли. Иными словами, та часть маржинальной прибыли, которая остается после покрытия постоянных затрат, и составляет прибыль.
Удельная маржинальная прибыль в примере с такси составляет 1,76 руб./ км (2 руб.–0,24 руб.). Маржинальная прибыль при пробегекм составляетруб. x 1,76 руб.).
Иногда маржинальная прибыль выражается в процентах от выручки и называется долей маржинальной прибыли, или отношением прибыль - объем, где под объемом понимается именно объем реализации в денежном выражении. В примере с такси уровень маржинальной прибыли равен 88% (1,76 руб. /2 руб. или при пробеге вкмруб. /руб.). Доля маржинальной прибыли в 88% означает, что из каждых 100 руб. выручки 88 руб. являются маржинальной прибылью, которая идет на покрытие постоянных затрат. Если вы находитесь выше точки безубыточности и все постоянные затраты покрыты, это значит, что 88 руб. становятся прибылью.
Уровень безубыточности может быть вычислен из соотношения:
Постоянные затраты | |
Уровень безубыточности = | |
Доля маржинальной прибыли, % |
Для примера с такси:
4980 | ||
Уровень безубыточности = | = 5660 руб. | |
88 % |
График "прибыль – объем" показывает, что уровень безубыточности действительно составляет 5660 руб., что соответствует 2830 км пробега такси.
Будучи объединенными, понятия доли маржинальной прибыли и уровня безубыточности позволяют быстро определить прибыль или убытки без необходимости детальных расчетов. Например, если уровень безубыточности для предприятия составляетруб. в месяц при доле маржинальной прибыли в 40%, можно быстро определить потери, которые несет предприятие при выручке в 23000 руб., и прибыль, которую она производит при выручке вруб. Реализуя товаров на сумму вруб., предприятие работает наруб. ниже уровня безубыточности. Следовательно, предприятие имеет убытки в размереруб. Произведем расчеты:
Выручка | 23 000 тыс. руб. x 40% | = 9200 тыс. руб. |
маржинальная прибыль | ||
Уровень безубыточности | 33 000 тыс. руб. x 40% | =13 200 тыс. руб. |
Разность (убыток) | 10 000 тыс. руб. x 40% | =(4000 тыс. руб.) |
Получая выручку втыс. руб., предприятие работает натыс. руб. выше точки безубыточности. Это дает прибыль в размеретыс. руб. x 40% = 4000 тыс. руб. Произведем расчеты:
Выручка | 43 000 тыс. руб. x 40% | =тыс. руб. |
маржинальная прибыль | ||
Уровень безубыточности | 33 000 тыс. руб. x 40% | =13 200 тыс. руб. |
Разность или прибыль | 10 000 тыс. руб. x 40% | = 4000 тыс. руб. |
Таким образом, разность между фактической выручкой от реализации и выручкой при объеме, необходимом для достижения безубыточности, умноженная на долю маржинальной прибыли, позволяет получить фактическую величину прибыли или убытков. Если фактический уровень деятельности выше уровня безубыточности, тогда эта разница представляет собой запас безопасности, который может так же быть выражен в процентах от фактически полученной выручки.
Превышение фактической выручкой уровня безубыточности | |
Запас безопасности = | |
Фактическая выручка |
Для рассмотренного примера
10 000 | ||
Запас безопасности = | = 23,3 %. | |
43 000 |
Для рассмотренного примера это означает, что объем продаж и соответственно получаемая выручка могут быть уменьшены на 23,3% руб. x 23,3% =руб.) до той предельной величины, начиная с которой предприятие начнет нести убытки. Запас безопасности, таким образом, определяет риск предприятия в зависимости от его стоимостной структуры.
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗАПАС БЕЗОПАСНОСТИ, ТЕМ МЕНЬШЕ РИСК.
Задание Ниже приведен образец рабочих записей. Определите долю маржинальной прибыли и уровень безубыточности для предприятия. Какие можно сделать выводы на основании полученных результатов?
тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб. | |
Выручка | |||
Себестоимость проданных товаров: | |||
Запасы товаров | 11 814 | ||
Закупки товаров | 8965 | ||
Оставшиеся запасы (-) | (4350) | ||
| |||
Затраты | |||
Зарплата директоров | |||
Налог на социальное страхование | 20 692 | ||
Зарплата и оплата временных сотрудников | 19 035 | ||
Затраты на транспорт | 22 074 | ||
Командировочные расходы | 8810 | ||
Амортизация | 25 050 | ||
Доход от реализации оборудования (-) | 13 848 | 11 202 | |
| |||
| |||
Налоги | 1286 | ||
Освещение и отопление | 1125 | ||
Ремонт | 3329 | ||
Страхование | 3121 | ||
Уборка | 384 | ||
Износ | 3609 | ||
Аренда оборудования | 4255 | ||
Телефон и телекс | 4017 | ||
Почтовые услуги и канцелярские товары | 5576 | ||
Обучение персонала | 3600 | ||
Комиссионные | 1892 | ||
Реклама | 1642 | ||
Развлечения | 2283 | ||
Пособия работникам | 2841 | ||
Плата за банковские операции | 884 | ||
Аудит и бухгалтерские услуги | 8075 | ||
Юридические услуги | 732 | ||
Плата за факторинг | 8372 | ||
Накопленные затраты | 1001 | ||
Прочие затраты | 807 | ||
Амортизация | 2365 | ||
61 196 | |||
( | |||
Прибыль от реализации | 10 456 | ||
Другие источники дохода | 2148 | ||
Выплаты | (5241) | ||
Прибыль от деятельности до уплаты налогов | 7353 |
Предприятие, рассмотренное в примере, имеет достаточно высокую долю маржинальной прибыли (78,3%), но в то же время и высокие постоянные затраты по отношению к выручке от реализации. Его запас безопасности составляет только 2,7%. Наибольший элемент постоянных затрат предприятия – оклады руководства. Если руководство рассматривает свои оклады как нечто незыблемое, то они являются полностью постоянными затратами. Однако если бы предприятию не удалось достичь объема продаж, позволяющего получать выручку в сумме руб., руководство, вполне возможно, не смогло бы их получить таких относительно высоких окладов.
Итак, проблема предприятия состоит в увеличении его запаса безопасности. Однако если главным элементом таких постоянных затрат, как зарплата, являются фиксированные оклады руководства и маржинальная прибыль находится на достаточно высоком уровне, то, если руководство хочет сохранить свою зарплату, предприятию необходимо работать над увеличением объема продаж.
Резюме. Затраты, прибыль и объем взаимосвязаны между собой. Для понимания этой взаимосвязи необходимо использовать методы анализа безубыточности и маржинальной прибыли. Эти методы играют ключевую роль в ходе принятия финансовых решений, оказывающих влияние на предприятие. Знание этих методов позволяет организовать деятельность таким образом, чтобы максимизировать выгоды и минимизировать неудачи. |
3.4 Анализ маржинальной прибыли и принятие решений
Цель данного учебного элемента заключается в том, чтобы показать, как может быть использован анализ маржинальной прибыли и уровня безубыточности для принятия деловых решений, а также пояснить, как с помощью этих методов получить информацию о риске или доходе – ключевых элементах любого делового решения.
Чем выше постоянные затраты, тем больше риск. При высоком уровне безубыточности предприятие начинает нести убытки гораздо раньше (хотя конкретный уровень безубыточности следует рассматривать по отношению к общему потенциалу рынка). При высоких постоянных затратах убытки будут гораздо существеннее. Конечно, в этих выкладках учтены такие факторы, как уровень маржинальной прибыли, или соотношение прибыли и объема: если маржинальная прибыль достаточно высока, то высокие постоянные затраты могут соответствовать низкой точке безубыточности. И наоборот, в случае низкой прибыли уровень безубыточности будет достаточно высок даже при сравнительно небольших постоянных затратах при низкой маржинальной прибыли. Идеальным для деятельности является сочетание низких постоянных затрат с высокой маржинальной прибылью. Такая комбинация будет неизбежно давать низкий уровень безубыточности и высокие прибыли при увеличении объема реализации. Рассмотрим пример.
Соотношение прибыли от шампуня А по сравнению с шампунем В
1. уменьшение постоянных затрат Что способствует уменьшению риска и сохранению прибыльности предприятия при данном уровне деятельности?
Сопоставление альтернатив: производство или приобретение
|
3.5 Себестоимость товаров и услуг
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |



