Анализ величины переменных и постоянных затрат имеет значение при рассмотрении целесообразности предложений о принятии дополнительных заказов по ценам ниже принятых на предприятии. В этом случае на решение администрации будут оказывать влияние следующие факторы:

- структура затрат;

- предлагаемая цена;

- наличие свободных производственных мощностей.

В примере 3 компания имеет свободные производственные мощности для выполнения дополнительного заказа по специальной цене, в примере 4 производственные мощности ограничены.

Пример 3

Компания производит продукцию В. Цена единицы продукции 300 руб. за единицу. Объем производства и реализации составляет 15 тыс. единиц при наличии производственных мощностей, равных 20 тыс. единиц продукции.

Затраты на производство единицы продукции составляют:

- прямые материальные затраты – 30 руб.;

- прямые трудовые затраты – 100 руб.;

- переменные косвенные расходы – 30 руб.;

- постоянные косвенные расходы – 80 руб.;

- переменные коммерческие расходы – 20 руб.;

Итого затрат – 260 руб.

Поступило предложение о выполнении дополнительного заказа на следующих условиях:

- объем дополнительного заказа – 5 тыс. единиц;

- цена – 230 руб. за единицу;

- реализация производится со склада производителя.

Требуется определить целесообразность принятия дополнительного заказа.

Решение

Полная себестоимость единицы продукции превышает предлагаемую цену дополнительного заказа. Но для принятия решения нужно рассмотреть структуру затрат.

Во-первых. В случае принятия дополнительно заказа компания не будет нести коммерческие затраты (20 руб. / ед.), так как реализация продукции будет производиться со склада.

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

Во-вторых. Учитывая, что на предприятии имеются свободные производственные мощности, дополнительных постоянных косвенных затрат не потребуется. Они отнесены на ту продукцию, которая уже производится.

Таким образом, себестоимость единицы продукции дополнительного заказа составит для компании 160 руб., что ниже предлагаемой цены. Дополнительная прибыль будет равна (230 – 160) × 5000 = 350000 (руб.).

Можно сделать вывод о целесообразности принятия дополнительно заказа по специальной цене.

Пример 4

Рассмотрим решение задачи из примера 3 при условии ограниченности производственных мощностей. Предположим, что производственные мощности составляют 15 тыс. единиц продукции В.

В этом случае, приняв на себя дополнительный заказ, компания вынуждена будет отказаться от выпуска 5 тыс. единиц продукции, которая уже производится.

В такой ситуации часть постоянных косвенных расходов будет отнесена на дополнительный заказ. Себестоимость единицы продукции дополнительного заказа составит для компании 240 руб. (без коммерческих затрат). Это выше предлагаемой цены. Компания понесет убыток. Можно сделать вывод о нецелесообразности принятия дополнительно заказа по специальной цене.

3.3. Решение о производстве или покупки комплектующих изделий

Пример 5

Компания производит агрегаты для станков. Все комплектующие детали для агрегатов производит собственными силами. Получено предложение на поставку детали А по цене 46 руб. за единицу.

Затраты компании на изготовление этой детали составляют 48 руб.,

в т. ч. - прямые материальные затраты – 8 руб.

- прямые трудовые затраты – 8 руб.;

- переменные косвенные расходы – 15 руб.;

- постоянные косвенные расходы – 17 руб.

Требуется оценить привлекательность предложения поставщиков.

Решение

Цена поставщиков превышает собственные затраты компании на производство детали, но, как и в примерах 3 и 4, для принятия окончательно решения следует рассмотреть структуру затрат.

Необходимо учитывать, что независимо от принятого решения, постоянные расходы компании не изменятся (если они не являются устранимыми). Постоянные затраты (17 руб.) в этом случае являются нерелевантными, они не должны приниматься во внимание при оценке предложения.

Таким образом, следует сравнивать переменную себестоимость (31 руб.) и предлагаемую цену поставки (46 руб.).

Можно сделать вывод о том, что собственное производство детали А является более предпочтительным.

3.4. Определение структуры продукции с учетом лимитирующего фактора

На практике в ряде случаев имеет место ситуация, когда производство продукции ограничивается определенными факторами, например, количеством и качественным составом рабочей силы, числом и мощностью станков и т. д. Следует проанализировать влияние ограничивающих факторов на ассортимент производимой продукции и определить оптимальную структуру, которая позволит получить максимум прибыли. Рассмотрим пример.

Пример 6

Предприятие производит три вида продукции (см. табл. 9.4). Производственные мощности ограничены 3800 машино-часами. Следует определить оптимальный ассортимент продукции при ограниченном объеме машино-часов.

Решение

Для удовлетворения спроса требуется 4080 маш.-часов. На предприятии имеется 3600 маш.-часов. Оценим ассортимент по показателю маржинальной прибыли на единицу продукции (вариант 1). Предпочтение следует отдавать продукциям А и С, так как они обеспечивают наибольшую маржинальную прибыль. Исходя из этого показателя следует производить А – 80 ед., В – 230 ед., С – 200 ед. От производства 70 ед. изделия В следует отказаться, так как мощности будут исчерпаны.

Таблица 9.4

Основные показатели выпуска продукции

Показатели

Вид продукции

Итого

А

В

С

Время на производство единицы продукции, маш.-ч.

16

4

8

-

Прогнозируемый спрос, ед.

80

300

200

-

Время необходимое для обеспечения спроса, маш.-ч.

1280

1200

1600

4080

Цена, руб.

700

400

550

-

Переменные затраты*, руб./ед.

300

220

230

-

Маржинальная прибыль, руб./ед.

400

180

320

-

* Постоянные затраты являются нерелевантными, поэтому их значение не приводится.

Реализация предложенного ассортимента принесет следующий финансовый результат (табл. 9.5):

Таблица 9.5

Финансовая оценка ассортимента продукции (вариант 1)

Вид продукции

Объем производства, ед.

Маржинальная прибыль,

руб./ ед.

Итого

маржинальная прибыль, руб.

А

80

400

32000

В

230

180

41400

С

200

320

64000

Итого

-

-

137400

Учитывая ограниченный характер количества машино-часов, необходимо разработать и другой вариант ассортимента продукции исходя из критерия маржинальной прибыли на единицу ограничивающего фактора (вариант 2).

Таблица 9.6

Вариант 2 предлагаемого ассортимента

Показатели

Вид продукции

А

В

С

Маржинальная прибыль, руб./ед.

400

180

320

Время на производство единицы продукции, маш.-ч.

16

4

8

Маржинальная прибыль, руб./маш.-ч.

25

45

40

Очередность производства

3

1

2

Объем продукции, ед.

50

300

200

После выполненных расчетов становится видно, что ассортимент продукции изменится. Во втором варианте придется отказаться от производства 30 единиц продукции А.

Определим финансовый результат реализации варианта 2.

Таблица 9.7

Финансовая оценка ассортимента продукции (вариант 2)

Вид продукции

Объем производства, ед.

Маржинальная прибыль,

руб./ед.

Итого

маржинальная прибыль, руб.

А

50

400

20000

В

300

180

54000

С

200

320

64000

Итого

-

-

138000

Сопоставление финансовых результатов реализации вариантов 1 и 2 позволяет сделать вывод, что вариант 2 даст наибольшую прибыль и будет оптимальным в условиях ограниченного машинного времени.

Представленный выше пример показывает, что, если у компании ограниченные производственные возможности, следует производить продукцию, которая дает наибольшую прибыль на единицу ограничивающего фактора.

3.5. Принятие решений по ценообразованию

Для установления цены на продукцию, работы и услуги компании могут использовать два основных подхода:

·  рыночный подход на основе изучения соотношения спроса и предложения на рынке;

·  затратный подход, при котором в основу цены кладутся затраты на производство и реализацию продукции.

При использовании рыночного подхода необходима следующая информация:

- общая величина спроса на продукцию;

- объем, качество и цены на конкурирующую продукцию на рынке;

- сезонность спроса;

- предпочтение высокого качества или низкой цены.

Указанная информация может быть получена в результате исследования рынка через специальные агентства и из периодических изданий.

Для установления цены при затратном подходе используются следующие методы ценообразования в зависимости от выбранной основы:

1) на основе переменных затрат;

2) на основе валовой прибыли;

3) на основе рентабельности продаж;

4) на основе рентабельности активов.

Затратные методы ценообразования имеют общие черты:

- в качестве базы для определения цены используются затраты (ресурсы);

- определяется процентная наценка (надбавка) к выбранной базе.

Ценообразование на основе переменных затрат

При использовании данного метода в качестве базы для расчетов берутся переменные производственные затраты по каждому виду продукции и наценка рассчитывается по отношению к их величине.

Для расчета цены используются две формулы:

·  Процент наценки = (планируемая величина прибыли + суммарные постоянные общепроизводственные затраты + постоянные внепроизводственные расходы) / суммарные переменные производственные затраты.

·  Цена = переменные производственные затра­ты на единицу + процент наценки × переменные производственные затраты на единицу.

Надбавка к переменным производственным затратам должна покрыть всю сумму затрат и планируемой прибыли.

Данный метод может быть использован для планирования цены, если на предприятии ведется раздельный учет переменных и постоянных затрат.

Ценообразование на основе валовой прибыли

По это­му методу в качестве расчетной базы используется валовая прибыль, т. е. разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью реализованной продукции. Цена, устанавливаемая по этому методу, должна обеспечить получение планируемой прибыли и по­крыть все затраты, которые не учтены при расчете валовой прибыли. Этот метод легко применим, поскольку информация о производственных затратах может быть получена из стандартных учетных форм. Нет необходимости подразделения за­трат на постоянную и переменную части.

При этом методе используются следующие формулы:

·  Процент наценки = (планируемая величина прибыли + внепроизводственные расходы) / суммарные производственные затраты.

·  Цена = суммарные производственные затраты на единицу + процент наценки × суммарные производственные затраты на единицу.

Ценообразование по методу рентабельности продаж

В этом случае процентная наценка учитывает только планируемую величину прибыли. Для того, чтобы метод был эффективным, все затраты следует рас­пределить по видам продукции и определить их удельную величину. Коммерческие и административно-управленческие расходы трудно точно соотнести с конкретными видами продукции. Эти виды затрат распределяются условно пропорционально выбранной базе. Условное распределение внепроизводственных рас­ходов может привести к неточностям в определении цены продукции. Для принятия окончательного решения относительно величины цены необходимо более внимательно изучить такие внешние факторы ценообразования, как конкуренция и положение на рынке.

Для расчетов используются следующие формулы:

·  Процент наценки = планируемая величина прибыли / суммарные затраты.

·  Цена = суммарные затраты на единицу + процент наценки × суммарные затраты на единицу.

Ценообразование на основе рентабельности активов

Данный метод позволяет обеспечить предприятию опреде­ленный уровень рентабельности активов. Для расчета цены применяется следующая формула:

·  Цена = суммарные затраты на единицу + планируемая ставка рентабельности активов × общая стоимость активов / планируемый объем производства.

Ценообразование на основе рентабельности активов дает корректный результат, если стоимость активов, участвующих в производстве конкретного вида продукции можно точно определить.

Рассмотрим различные подходы к ценообразованию на примере.

Пример

Предприятие производит продукцию Х. Планируемый объем производства – 4200 единиц. Затраты на производство и реализацию продукции приведены в табл. 9.8.

Планируемая величина прибыли равна 330000 руб. Общая стоимость активов составит 41250 руб. Планируемая рентабельность активов равна 8%.

Требуется определить цену продукции с использованием различных методов ценообразования.

Таблица 9.8

Планируемые затраты на производство и реализацию продукции, руб.

Показатели

Суммарные

затраты

Затраты на единицу

1.  Прямые материальные затраты

2.  Прямые трудовые затраты

3.  Переменные общепроизводственные расходы

4.  Итого переменных производственных затрат (п.1+п.2+п.3)

5.  Постоянные общепроизводственные расходы

6.  Итого производственных затрат (п.4+п.5)

7.  Коммерческие расходы

8.  Административно-управленческие расходы

9.  Итого внепроизводственных постоянных расходов (п.7+п.8)

10.  ВСЕГО затрат (п.6+п.9)

52500

37800

31500

121800

60900

182700

29400

23100

52500

235200

12,50

9,00

7,50

29,00

14,50

43,50

7,00

5,50

12,50

56,00

Решение

Ценообразование на основе переменных затрат

Процент наценки = (330000 + 60900 + 52500) / 121800 = 3,60.

Цена = 29,00 + 3,64 × 29,00 = 134,57 (руб.).

Ценообразование на основе валовой прибыли

Процент наценки = (330000 +52500) / 182700= 2,09.

Цена = 43,50 + 2,09 × 43,50 = 134,57 (руб.).

Ценообразование по методу рентабельности продаж

Процент наценки = 330000 / 235200 = 1,40.

Цена = 56,00 + 1,40 × 56,00 = 134,57 (руб.).

Ценообразование на основе рентабельности активов

Цена = 56,00 + 8 × 41250/4200 = 134,57 (руб.).

Применение приведенных выше приемов ценообразования дало одинаковый результат, так как использовалась одна и та же исходная информация.

На практике целесообразно использовать сочетание рыночного и затратного подходов к ценообразованию. Это поможет найти оптимальный уровень цены на продукцию.

Тема 10. Организационные аспекты управленческого учета

1. Предпосылки организации управленческого учета на предприятиях

Основной предпосылкой и главным аргументом необходимости организации управленческого учета на предприятии является экономическая среда. В условиях рыночной экономики у предприятий появилась юридическая и экономическая самостоятельность при формировании производственной программы, выборе поставщиков, потребите­лей, посредников и других партнеров по бизнесу, ценообразо­вании, распределении продукции, ресурсов, доходов и т. д. Руководителям приходится принимать управленческие реше­ния по самым разнообразным вопросам деятельности предпри­ятия и нести риск и ответственность за оправданность каждо­го из них. Система управленческого учета способна дать информацию для принятия управленческих решений.

Организация управленческого учета позволяет ликвидировать такие недостатки существующей системы учета и управления, как:

• отсутствие механизма планирования (бюджетирования) деятельности предприятия, позволяющего прогнозировать результаты деятельности организации и обосновывать перспективные решения, проводить анализ отклонений фактических показателей от плановых и выявлять их причины;

• отсутствие такой системы учета затрат, которая позволяет не только определить величину затрат в целом, но и проанализировать их по видам продукции, местам возникновения, центрам ответственности и т. д. для осуществления контроля и управления затратами;

•  несовершенство (с точки зрения решения управленческих
задач) системы внутренней отчетности;

•  отсутствие механизма оценки рентабельности отдельных видов деятельности и отдельных видов продукции;

•  отсутствие процедур проведения анализа и принятия управленческих решений, связанных с вопросами формирования производственной программы, ценообразования, оценки инвестиционных проектов и т. д.;

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13