Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж — зона безопасности. Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 50 000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 40%, при реализации 40 000 изделий - 25% и т. д. Зона безопасности пока­зывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Аналитический способ расчета безубыточного (критического) объема продаж и зоны безопасности предприятия более удобный по сравнению с графическим, так как не нужно чертить каждый раз график, что довольно трудоемко. Можно вывести ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржи покрытия в выручке:

ВКР = А / ДМП = А / [(pi – bi) : pi] = $300 000 / 0,5 = $600 000

Для одного вида продукции безубыточный объем продаж мож­но определить в натуральном выражении:

VРПКР = A / (p – b) = $300 000 / ($20 – $10) = 30 000 шт

Если ставится задача определить объем реализации продукции для получения определенной суммы прибыли, формула будет иметь вид:

VРП = (A + П) / (p – b) = ($300 000 + $200 000) / ($20 – $10) = 50 000 шт.


При многопродуктовом производстве этот показатель определяется в стоимостном выражении:

В = (А + П) / ДМП = ($300 000 + $200 000) / 0,5 = $1 000 000

Для определения зоны безопасности аналитическим методом по стоимостным показателям используется следующая формула:

ЗБ = (В – ВКР) / В = ($1 000 000 – $600 000) / $1 000 000 = 0,4

Для одного вида продукции зону безопасности можно найти по количественным показателям:

ЗБ = (VРП – VРПКР) / VРП = (50 000 – 30 000) / 30 000 = 0,4


НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

Приведенные графики и аналитические расчеты показывают, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных затрат, удельных переменных затрат и уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовать продукции, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных издержек предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.

Факторная модель безубыточного объема продаж выглядит следующим образом:

- для одного вида продукции:

- для многопродуктового производства:



Последовательно заменяя базовый уровень каждого фактора данных моделей на фактический в отчетном периоде способом цепной подстановки можно определить изменение зоны безопасности за счет каждого из них.

Деление затрат на постоянные и переменные и использование категории маржинального дохода позволяет не только определить безубыточный объем продаж, зону безопасности и сумму прибыли по отчетным данным, но и прогнозировать уровень этих показате­лей на перспективу

6.  Анализ показателей рентабельности продукции.

Рентабельность продукции характеризуется следующими показателями:

Рентабельность продаж (оборота) (Рп) — рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (либо чистой прибыли) к величине выручки.

Окупаемость издержек (Рз) — отношение прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) или чистой прибыли к сумме затрат, связанных с производством и реализацией продукции.

Первый показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает — сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля продаж.

Второй показатель — сколько предприятие имеет дохода с каждого вложенного рубля, т. е. характеризует уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств.

Оба показателя могут рассчитываться по предприятию в целом, по его региональным сегментам, подразделениям, по отдельным видам продукции и отдельным изделиям.

Показатели рентабельности продукции предназначены для характеристики уровня эффективности производства и продаж продукции, работ, услуг.

В зависимости от того, рентабельность какой продукции необходимо измерить, можно выделить три группы показателей:

1) показатели рентабельности всего объема продаж;

2) показатели рентабельности по отчетным сегментам;

3) показатели рентабельности продаж конкретных видов продукции.

Уровень рентабельности продаж и окупаемости издержек зависит от 4-х основных факторов 1-го порядка: объема и структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Способом цепной подстановки, т. е. последовательной заменой значений каждого фактора с базисного (планового, предыдущего периода и т. д.) на фактическое определяем влияние факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом.

Рентабельность всей продукции в значительной мере зависит от уровня рентабельности отдельных изделий и от структуры продукции в связи с разнорентабельностью различных изделий. Увеличение удельного веса в общем объеме продукции высокорентабельных изделий приведет к росту общей рентабельности продукции.

Фактический уровень рентабельности сопоставляется с плановым, с предыдущими периодами, с рентабельностью других однородных предприятий, в т. ч. числе и конкурентов (если такая информация м. б. доступна), со среднеотраслевыми показателями. Кроме того, для выявления высоко и малорентабельных изделий проводят сравнение рентабельности отдельных изделий с уровнем рентабельности в среднем по организации.

Анализ рентабельности отдельных изделий важен при формировании ассортиментного плана производства, для получения дополнительной прибыли за счет увеличения выпуска более рентабельных изделий (при условии спроса на них и отсутствия других ограничений).

7.  Поиск резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности

Важным этапом аналитической работы является выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности.

Основными их источниками являются:

-  увеличение объема выпущенной (товарной) продукции,

-  улучшение структуры реализуемой продукции (увеличение доли высокорентабельных изделий);

-  снижение себестоимости продукции;

-  повышения цен;

-  улучшения качества продукции;

-  поиск более выгодных рынков сбыта и т. д.

В процессе определения резервов роста прибыли выделяют 3 основных этапа:

§  аналитический (выявляются и оцениваются резервы)

§  организационный (разрабатывается комплекс инженерно-технологических, организационных, экономических социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных ресурсов)

§  функциональный (практическая реализация мероприятий и контроль за их выполнением).

Резерв роста прибыли за счет увеличения объема продаж определяется перемножением планируемого объема к реализации на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

Для определения резерва увеличения прибыли за счет уменьшения себестоимости необходимо резерв уменьшения себестоимости умножить на возможный объем реализации продукции. (Снижение себестоимости один из основных резервов роста прибыли. Это, конечно, не исключает роста рентабельности за счет более высоких цен, благоприятных условий на рынке. Но цены не могут расти беспредельно, тем более в наших условиях затратного механизма ценообразования и предельны величин норм рентабельности. Поэтому предприятия постоянно контролируют себестоимость малорентабельные и нерентабельные виды продукции, ищут пути уменьшения затрат).

Для определения резерва роста прибыли за счет повышения качества необходимо изменение удельного веса каждой категории умножить на отпускную цену соответствующего сорта и результаты просуммировать. Затем полученное изменение средней цены умножить на возможный объем реализации.

Выявленные резервы увеличения прибыли обобщаются. В заключении анализа необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленных резервов.

8.  Тема 10. Анализ финансового состояния организации

1.  Значение, задачи и информационная база анализа финансового состояния организации

2.  Методы финансового анализа

3.  Анализ состава, структуры, динамики активов и пассивов организации.

4.  Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

5.  Оценка ликвидности баланса.

6.  Анализ финансовой устойчивости.

7.  Показатели платежеспособности организации методика их расчета и анализа.

8.  Анализ показателей рентабельности всего капитала и отдельных его частей.

9.  Анализ показателей оборачиваемости капитала.

1.  Значение, задачи и информационная база анализа финансового состояния организации

Основу финансовой деятельности предприятия составляют две главные группы отношений:

1) Отношения по привлечению в оборот предприятия денежных средств (поступление денег)

2) отношения по инвестированию денег с целью обеспечения стабильной работы предприятия, устойчивости его финансового положения, нормальной платежеспособности, максимальной отдачи вложенных капиталов и высокой общей эффективности производства

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение своевременного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Таким образом, основными укрупненными объектами финансового анализа, как одной из основных функций управления, являются такие стадии кругооборота средств, как финансирование бизнеса, формирование и распределение финансовых результатов. Т. е. посредством этого анализа надо решить где, когда, в каком объеме и как получить и использовать финансовые ресурсы для эффективного ведения хозяйствования и получения максимального дохода на вложенный капитал.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32