Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет оп­ределить важный в аналитических расчетах показатель - мар­жинальный доход.

Маржинальный доход представляет собой разность между вы­ручкой от реализации и переменными затратами, или сумму по­стоянных расходов и прибыли от реализации:

(13.2)

где МД - маржинальный доход; Спост - постоянные издержки.

Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:

П = МД – Спост. (13.3)

Из формулы (13.3) следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускае­мой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покры­тия переменных расходов и образования прибыли.

В свою очередь

МД = N – Cпер (13.4)

где Спер - переменные издержки, или

МД = (13.5)

Такая факторная модель позволяет определить влияние ко­личества реализованных товаров, средней цены, средних пере­менных издержек на единицу продукции и постоянных издер­жек на маржинальный доход.

Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду из­делий маржинальный доход характеризует вклад i-го изделия в возмещение постоянных затрат.

При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа прибыли на основе маржинального дохода по формулам (13.2) и (13.3) может применяться следующая факторная модель:

(13.6)

Проиллюстрируем на примере анализ прибыли от реа­лизации на основе маржинального дохода (табл. 13.8). Воспользуемся для анализа факторной моделью (13.6).

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

• Изменение прибыли под влиянием выручки - форму­ла (13.3) - составит:

,

= 2285 · 0,561 = 1281,9 тыс. руб.

Таблица 13.8. Данные для факторного анализа прибыли от реализации

Показатель

Условное

обозна­чение

Базис­ный

период

От­четный

период

От­клоне­ние

Темп изме­нения, %

Выручка от реали­зации (без НДС и

акцизов), тыс. руб.

N

4585

6870

+2285

149,8

Переменные из­держки, тыс. руб.

Cпер

2013

2968

+955

147,4

Переменные издерж­ки на 1 руб. выручки

от реализации

0,439

0,432

-0,007

98,4

Маржинальный доход, тыс. руб.

МД

2572

3902

+1330

151,7

Маржинальный доход на 1 руб. выручки

md

0,561

0,568

+0,007

101,2

Постоянные из­держки, тыс. руб.

Спост

1618

3124

+1506

193,1

Прибыль от реали­зации, тыс. руб.

П

954

778

-176

81,6

Рентабельность

продаж

Rпр, %

20,8

11,3

-9,5

54,6

• Изменение прибыли в результате снижения удельных переменных затрат:

= - (-0,007) · 6870 = + 48,1 тыс. руб.

• Влияние постоянных издержек на прибыль определяет­ся величиной абсолютного отклонения постоянных из­держек, но с обратным знаком, т. е.

= - 1506 тыс. руб.

Общее отклонение составит: 1281,9 + 48,1 - 1506 = - 176 тыс. руб.

Факторный анализ прибыли, проведенный в предыду­щем параграфе, выявил отрицательное влияние роста себе­стоимости продукции в размере 1269 тыс. руб. Анализ в системе «директ-костинг» раскрывает, за счет каких видов издержек снижается прибыль. По полученным данным, прямые переменные издержки из расчета на 1 руб. про­дукции снизились, что способствовало росту прибыли в сумме 48,1 тыс. руб. Отрицательное влияние на прибыль в размере 1506 тыс. руб. оказал рост постоянных затрат, свя­занных с содержанием основных фондов и служебного персонала.

Углубление анализа в направлении изучения факторов уве­личения издержек и структурных сдвигов в номенклатуре реали­зуемой продукции позволит установить причины снижения при­были и разработать конкретные управленческие решения по формированию ассортиментного портфеля и повышению эф­фективности использования экономического потенциала.

Основным фактором повышения эффективности производ­ственного потенциала является рост объема выпуска и реализа­ции от единицы используемых ресурсов.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект опера­ционного рычага».

Эффект операционного рычага показывает, на сколько про­центных пунктов увеличивается прибыль при изменении выруч­ки на 1 процентный пункт, т. е.:

. (13.7)

Выразив прибыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получим:

П = МД - Спост,

в свою очередь

МД = N · тd,

тогда

(13.8)

Подставив выражение (13.8) в (13.7), получим:

Считая удельный маржинальный доход и постоянные из­держки неизменными (при условии элиминирования их влия­ния), получим:

отсюда

но

,

Таким образом,

(13.9)

т. е. операционный рычаг равен отношению маржинального до­хода к прибыли.

«В рассматриваемом примере (табл. 13.2) эффект опера­ционного рычага составит:

Полученный результат показывает, что при увеличении выручки на 1 процентный пункт прибыль возрастает на 2,7 процентных пункта.

Темп прироста выручки (см. табл. 13.8) составил 49,8%, прибыль под влиянием этого фактора должна возрасти на 49,8 - 2,7 = 134,46%.

Изменение прибыли под влиянием выручки составляет = 1282 тыс. руб. Полученный результат тождествен результату, рассчитанному методом цепной подстановки (способом разниц).

Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на плани­руемый период. С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т. е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского рис­ка, так как при высоком значении операционного рычага сни­жение объема продаж на один процент приводит к многократ­ному понижению прибыли.

Величина операционного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоян­ных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше соотношение между эти­ми показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в со­ставе своего имущества высокую долю основных фондов, с экс­плуатацией и содержанием которых связаны в основном посто­янные издержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения про­даж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного кон­троля за масштабом производственной деятельности.

13.4. Особенности анализа прибыли в торговле

Методика анализа прибыли торгового предприятия анало­гична рассмотренной выше, но имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой формирования доходов и прибыли от реализации. Прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения (рис. 13.2). Валовой до­ход в свою очередь определяется как сумма реализованных тор­говых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость. Валовой доход может быть рассчитан на основании бухгалтер­ской отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» как раз­ница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и издержками обращения (себестоимостью реализации то­варов, работ, услуг). Валовой доход - основной прибылеобразующий показатель, поэтому на первом этапе анализа прибыли проводится его факторный анализ.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86