Разделение затрат в системе «директ-костинг» позволяет определить важный в аналитических расчетах показатель - маржинальный доход.
Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных расходов и прибыли от реализации:
(13.2)
где МД - маржинальный доход; Спост - постоянные издержки.
Факторная модель прибыли в системе «директ-костинг» принимает вид:
П = МД – Спост. (13.3)
Из формулы (13.3) следует, что предприятие начнет получать прибыль только после того, как возместит постоянные затраты за счет дохода от реализации определенного объема выпускаемой продукции. Выручки от продаж должно хватить для покрытия переменных расходов и образования прибыли.
В свою очередь
МД = N – Cпер (13.4)
где Спер - переменные издержки, или
МД =
(13.5)
Такая факторная модель позволяет определить влияние количества реализованных товаров, средней цены, средних переменных издержек на единицу продукции и постоянных издержек на маржинальный доход.
Та же модель может применяться при анализе прибыли по каждому виду изделий. Применительно к конкретному виду изделий маржинальный доход характеризует вклад i-го изделия в возмещение постоянных затрат.
При проведении внешнего анализа или экспресс-анализа прибыли на основе маржинального дохода по формулам (13.2) и (13.3) может применяться следующая факторная модель:
(13.6)
Проиллюстрируем на примере анализ прибыли от реализации на основе маржинального дохода (табл. 13.8). Воспользуемся для анализа факторной моделью (13.6).
• Изменение прибыли под влиянием выручки - формула (13.3) - составит:
,
= 2285 · 0,561 = 1281,9 тыс. руб.
Таблица 13.8. Данные для факторного анализа прибыли от реализации
Показатель | Условное обозначение | Базисный период | Отчетный период | Отклонение | Темп изменения, % |
Выручка от реализации (без НДС и акцизов), тыс. руб. | N | 4585 | 6870 | +2285 | 149,8 |
Переменные издержки, тыс. руб. | Cпер | 2013 | 2968 | +955 | 147,4 |
Переменные издержки на 1 руб. выручки от реализации |
| 0,439 | 0,432 | -0,007 | 98,4 |
Маржинальный доход, тыс. руб. | МД | 2572 | 3902 | +1330 | 151,7 |
Маржинальный доход на 1 руб. выручки | md | 0,561 | 0,568 | +0,007 | 101,2 |
Постоянные издержки, тыс. руб. | Спост | 1618 | 3124 | +1506 | 193,1 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. | П | 954 | 778 | -176 | 81,6 |
Рентабельность продаж | Rпр, % | 20,8 | 11,3 | -9,5 | 54,6 |
• Изменение прибыли в результате снижения удельных переменных затрат:
= - (-0,007) · 6870 = + 48,1 тыс. руб.
• Влияние постоянных издержек на прибыль определяется величиной абсолютного отклонения постоянных издержек, но с обратным знаком, т. е.
![]()
= - 1506 тыс. руб.
Общее отклонение составит: 1281,9 + 48,1 - 1506 = - 176 тыс. руб.
Факторный анализ прибыли, проведенный в предыдущем параграфе, выявил отрицательное влияние роста себестоимости продукции в размере 1269 тыс. руб. Анализ в системе «директ-костинг» раскрывает, за счет каких видов издержек снижается прибыль. По полученным данным, прямые переменные издержки из расчета на 1 руб. продукции снизились, что способствовало росту прибыли в сумме 48,1 тыс. руб. Отрицательное влияние на прибыль в размере 1506 тыс. руб. оказал рост постоянных затрат, связанных с содержанием основных фондов и служебного персонала.
Углубление анализа в направлении изучения факторов увеличения издержек и структурных сдвигов в номенклатуре реализуемой продукции позволит установить причины снижения прибыли и разработать конкретные управленческие решения по формированию ассортиментного портфеля и повышению эффективности использования экономического потенциала.
Основным фактором повышения эффективности производственного потенциала является рост объема выпуска и реализации от единицы используемых ресурсов.
Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя, который носит название «эффект операционного рычага».
Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов увеличивается прибыль при изменении выручки на 1 процентный пункт, т. е.:
. (13.7)
Выразив прибыль через маржинальный доход и постоянные издержки, получим:
П = МД - Спост,
в свою очередь
МД = N · тd,
тогда
(13.8)
Подставив выражение (13.8) в (13.7), получим:

![]()
Считая удельный маржинальный доход и постоянные издержки неизменными (при условии элиминирования их влияния), получим:
![]()
отсюда

но
,
![]()
Таким образом,
(13.9)
т. е. операционный рычаг равен отношению маржинального дохода к прибыли.
«В рассматриваемом примере (табл. 13.2) эффект операционного рычага составит:
![]()
Полученный результат показывает, что при увеличении выручки на 1 процентный пункт прибыль возрастает на 2,7 процентных пункта.
Темп прироста выручки (см. табл. 13.8) составил 49,8%, прибыль под влиянием этого фактора должна возрасти на 49,8 - 2,7 = 134,46%.
Изменение прибыли под влиянием выручки составляет
= 1282 тыс. руб. Полученный результат тождествен результату, рассчитанному методом цепной подстановки (способом разниц).
Рассмотренный метод расчета влияния выручки на прибыль позволяет оценить изменение прибыли в результате изменения объема выпуска и реализации продукции при неизменном соотношении переменных и постоянных издержек как за отчетный период, так и при составлении бюджета по прибыли на планируемый период. С помощью операционного рычага оценивается «чувствительность» прибыли к изменению выручки. Чем выше значение операционного рычага, тем выше «чувствительность», т. е. тем больший прирост прибыли обеспечивает один процент прироста выручки. В то же время операционный рычаг является одним из показателей предпринимательского риска. Чем выше значение рычага, тем выше степень предпринимательского риска, так как при высоком значении операционного рычага снижение объема продаж на один процент приводит к многократному понижению прибыли.
Величина операционного рычага зависит от соотношения переменных и постоянных издержек. Чем выше доля постоянных затрат, тем больше разница между маржинальным доходом и прибылью, тем соответственно выше соотношение между этими показателями. Таким образом, предприятие, имеющее в составе своего имущества высокую долю основных фондов, с эксплуатацией и содержанием которых связаны в основном постоянные издержки, подвержено высокому предпринимательскому риску. Причем чем ближе к точке безубыточности работает предприятие, тем значительнее будет влияние изменения продаж на прибыль, что вызывает необходимость постоянного контроля за масштабом производственной деятельности.
13.4. Особенности анализа прибыли в торговле
Методика анализа прибыли торгового предприятия аналогична рассмотренной выше, но имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой формирования доходов и прибыли от реализации. Прибыль в торговле определяется как разность валового дохода и издержек обращения (рис. 13.2). Валовой доход в свою очередь определяется как сумма реализованных торговых надбавок за вычетом налога на добавленную стоимость. Валовой доход может быть рассчитан на основании бухгалтерской отчетности ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» как разница между выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг и издержками обращения (себестоимостью реализации товаров, работ, услуг). Валовой доход - основной прибылеобразующий показатель, поэтому на первом этапе анализа прибыли проводится его факторный анализ.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 |


