Обозначения, использованные в этой модели, объяснены выше. Доведем пример до конкретных вычислений. Исходные данные приведены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Анализ влияния прироста производства продукции
#G0Показатели | Условные обозначения | План - базовый вариант (0) | Выполнение плана (1) | Отклонения от плана ( |
Производство продукции, млн руб. | N | 21 409 | 22 287 | +878 |
Основные производственные фонды, млн руб. | F | 23 000 | 23 447 | +447 |
Фондоотдача (N / F), копеек на рубль | 93,08 | 95,05 | +1,97 |
Используя метод цепных подстановок, находим влияние изменения величины основных фондов:

Влияние изменения фондоотдачи определится как:

Определим суммарное влияние факторов:

Используя интегральный метод, уточним влияние изменения величины основных фондов:

Уточенная оценка влияние изменения фондоотдачи определится как:

Суммарная оценка влияние факторов не изменится:

2.6. Простейшие модели маржинального анализа
Валовая прибыль - валовая маржа - маржинальный доход. Простейшие модели рассматриваемого метода анализа основаны на разделении издержек на переменные, которые непосредственно связаны с производством и реализацией товаров и услуг, и постоянные, непосредственно не зависящие от операций, проводимых предприятием. Важнейшим показателем, характеризующим производство на предприятии в рамках этих моделей, является валовая прибыль, или валовая маржа, или (в терминологии немецкоговорящих экономистов) "покрытие". Этот показатель определяется как разница между объемом продаж в денежном выражении и переменными издержками:
TP = TR - TVC,
где TP - валовая прибыль - величина покрытия;
TR - валовой доход - валовая выручка;
TVC - переменные издержки - издержки, которые непосредственно связаны с производством и реализацией продукции.
В анализе используется, кроме того, относительный показатель - коэффициент валовой прибыли, или, в терминологии немецкоговорящих экономистов, - степень покрытия. Этот показатель для предприятия определяется как отношение валовой прибыли к объему продаж:
S = (TR - TVC) / TR. (2.1)
Для отдельного вида продукции коэффициент валовой прибыли оценивается выражением:

где
- коэффициент валовой прибыли i-го вида продукции;
- цена i-го вида продукции;
- средние переменные издержки в производстве i-го вида продукции.
Модели, применяемые при выполнении анализа, основанного на выделении переменных издержек из общего объема издержек, дают приближенные оценки приемлемости цен и объемов производства продукции, вариантов технологий производства, сравнительные оценки возможностей собственного производства или приобретения товаров и услуг на стороне. Большинство моделей построены на основе двух гипотез:
1) предприятие действует в условиях конкурентного рынка - рынка чистой конкуренции, поэтому объем сбыта не зависит от цены;
2) переменные издержки предприятия являются пропорциональными - издержки прямо пропорциональны объему производства.
Анализ безубыточности, основанный на использовании указанных гипотез, был разработан в 1930 г. американским инженером У. Раутенштрахом и получил широкое распространение.
Первая гипотеза, используемая в рассматриваемой модели, сводится к уравнению:

где Q - объем производства и реализации продукции, единиц;
P - цена единицы продукции.
Вторая гипотеза, используемая в рассматриваемой модели, сводится к уравнению:

где TС - валовые - общие издержки производства и реализации;
TFC - постоянные издержки предприятия, издержки, которые не зависят от объема производства и реализации продукции;
AVC - средние переменные издержки - издержки, которые непосредственно связаны с производством и реализацией в расчете на единицу продукции.
Приведенные уравнения позволяют получить формулу для определения безубыточного объема производства из условия равенства валового дохода и валовых издержек TR = TC:

где
- безубыточный объем производства, единиц.
Пример. Определить минимальный безубыточный объем производства на однопродуктовом предприятии в течение планируемого периода, если его постоянные издержки за период составят 2 000 000 руб., за единицу продукции предприятие получает 1000 руб., переменные издержки на единицу продукции составляют 600 руб.
По формуле (2.1) получим
= 2 000 000 / (1000 - 600) = 5000 ед.
На рис. 2.2 приведена графическая иллюстрация примера.

Рис. 2.2. Анализ безубыточности: сплошная линия - выручка, пунктир - издержки, их пересечение - точка безубыточности
Нередко для современных многопродуктовых предприятий рассчитывают безубыточные объемы производства раздельно по каждому виду продукции. Для этого постоянные издержки распределяют по видам продукции, пользуясь каким-либо условным критерием. Это весьма условные субъективные оценки, которых по возможности следует избегать. Для многопродуктового предприятия в целом анализ безубыточности объективно можно выполнить лишь в стоимостном выражении, оценив выполнение условия:

Равенство в выражении (2.4) означает безубыточность производства.
Анализ чувствительности соотношений безубыточности выполняется путем оценки влияния изменения условий производства и реализации на критический объем производства.
Из (2.3) легко получить следующие соотношения для анализа чувствительности:



где
- относительное изменение безубыточного объема производства при изменении цены;
- абсолютное изменение цены;
- относительное изменение безубыточного объема производства при изменении средних переменных издержек;
- абсолютное изменение средних переменных издержек;
- относительное изменение безубыточного объема производства при изменении постоянных издержек;
- абсолютное изменение постоянных издержек.
Пример. Используя условия предыдущего примера, оценить чувствительность критического объема производства при изменении характеристик объема производства и реализации на 1%. Таким образом, увеличение цены может составить 100 руб., рост постоянных издержек - 200 тыс. руб., средних переменных издержек - 60 руб.
По формулам (2.5), (2.6) и (2.7):
= 100 / (1000 + 100 - 600) = 0,2 = 20%.
= - 60 / (1000 - 600 - 60) = 0,1765 = 17,65%.
= 200 000 / 2 000 000 = 0,1 =10%.
Таким образом, в данном случае наибольшее влияние на критический объем производства оказывает влияние изменение цены.
Выбор технологий и сравнительные оценки возможностей собственного производства или приобретения товаров и услуг на стороне. Если существует возможность производства продукта, который может быть приобретен на стороне, но для его производства необходимо расширить производственные мощности, что сопряжено с увеличением постоянных издержек, то целесообразность его производства определяется соотношением:

где Q - потребный объем продукта, единиц;
P - цена единицы продукта на стороне;
TFC - дополнительные постоянные издержки предприятия при организации производства продукта.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 |


