Обозначения, использованные в этой модели, объяснены выше. Доведем пример до конкретных вычислений. Исходные данные приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Анализ влияния прироста производства продукции

#G0Показатели

Условные обозначения

План - базовый вариант (0)

Выполнение плана (1)

Отклонения от плана ()

Производство продукции, млн руб.

N

21 409

22 287

+878

Основные производственные фонды, млн руб.

F

23 000

23 447

+447

Фондоотдача (N / F), копеек на рубль

93,08

95,05

+1,97

Используя метод цепных подстановок, находим влияние изменения величины основных фондов:

Влияние изменения фондоотдачи определится как:

Определим суммарное влияние факторов:

Используя интегральный метод, уточним влияние изменения величины основных фондов:

Уточенная оценка влияние изменения фондоотдачи определится как:

Суммарная оценка влияние факторов не изменится:

2.6. Простейшие модели маржинального анализа

Валовая прибыль - валовая маржа - маржинальный доход. Простейшие модели рассматриваемого метода анализа основаны на разделении издержек на переменные, которые непосредственно связаны с производством и реализацией товаров и услуг, и постоянные, непосредственно не зависящие от операций, проводимых предприятием. Важнейшим показателем, характеризующим производство на предприятии в рамках этих моделей, является валовая прибыль, или валовая маржа, или (в терминологии немецкоговорящих экономистов) "покрытие". Этот показатель определяется как разница между объемом продаж в денежном выражении и переменными издержками:

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

TP = TR - TVC,

где TP - валовая прибыль - величина покрытия;

TR - валовой доход - валовая выручка;

TVC - переменные издержки - издержки, которые непосредственно связаны с производством и реализацией продукции.

В анализе используется, кроме того, относительный показатель - коэффициент валовой прибыли, или, в терминологии немецкоговорящих экономистов, - степень покрытия. Этот показатель для предприятия определяется как отношение валовой прибыли к объему продаж:

S = (TR - TVC) / TR. (2.1)

Для отдельного вида продукции коэффициент валовой прибыли оценивается выражением:

где - коэффициент валовой прибыли i-го вида продукции;

- цена i-го вида продукции;

- средние переменные издержки в производстве i-го вида продукции.

Модели, применяемые при выполнении анализа, основанного на выделении переменных издержек из общего объема издержек, дают приближенные оценки приемлемости цен и объемов производства продукции, вариантов технологий производства, сравнительные оценки возможностей собственного производства или приобретения товаров и услуг на стороне. Большинство моделей построены на основе двух гипотез:

1) предприятие действует в условиях конкурентного рынка - рынка чистой конкуренции, поэтому объем сбыта не зависит от цены;

2) переменные издержки предприятия являются пропорциональными - издержки прямо пропорциональны объему производства.

Анализ безубыточности, основанный на использовании указанных гипотез, был разработан в 1930 г. американским инженером У. Раутенштрахом и получил широкое распространение.

Первая гипотеза, используемая в рассматриваемой модели, сводится к уравнению:

где Q - объем производства и реализации продукции, единиц;

P - цена единицы продукции.

Вторая гипотеза, используемая в рассматриваемой модели, сводится к уравнению:

где TС - валовые - общие издержки производства и реализации;

TFC - постоянные издержки предприятия, издержки, которые не зависят от объема производства и реализации продукции;

AVC - средние переменные издержки - издержки, которые непосредственно связаны с производством и реализацией в расчете на единицу продукции.

Приведенные уравнения позволяют получить формулу для определения безубыточного объема производства из условия равенства валового дохода и валовых издержек TR = TC:

где - безубыточный объем производства, единиц.

Пример. Определить минимальный безубыточный объем производства на однопродуктовом предприятии в течение планируемого периода, если его постоянные издержки за период составят 2 000 000 руб., за единицу продукции предприятие получает 1000 руб., переменные издержки на единицу продукции составляют 600 руб.

По формуле (2.1) получим = 2 000 000 / (1000 - 600) = 5000 ед.

На рис. 2.2 приведена графическая иллюстрация примера.

Рис. 2.2. Анализ безубыточности: сплошная линия - выручка, пунктир - издержки, их пересечение - точка безубыточности

Нередко для современных многопродуктовых предприятий рассчитывают безубыточные объемы производства раздельно по каждому виду продукции. Для этого постоянные издержки распределяют по видам продукции, пользуясь каким-либо условным критерием. Это весьма условные субъективные оценки, которых по возможности следует избегать. Для многопродуктового предприятия в целом анализ безубыточности объективно можно выполнить лишь в стоимостном выражении, оценив выполнение условия:

Равенство в выражении (2.4) означает безубыточность производства.

Анализ чувствительности соотношений безубыточности выполняется путем оценки влияния изменения условий производства и реализации на критический объем производства.

Из (2.3) легко получить следующие соотношения для анализа чувствительности:

где - относительное изменение безубыточного объема производства при изменении цены;

- абсолютное изменение цены;

- относительное изменение безубыточного объема производства при изменении средних переменных издержек;

- абсолютное изменение средних переменных издержек;

- относительное изменение безубыточного объема производства при изменении постоянных издержек;

- абсолютное изменение постоянных издержек.

Пример. Используя условия предыдущего примера, оценить чувствительность критического объема производства при изменении характеристик объема производства и реализации на 1%. Таким образом, увеличение цены может составить 100 руб., рост постоянных издержек - 200 тыс. руб., средних переменных издержек - 60 руб.

По формулам (2.5), (2.6) и (2.7):

= 100 / (1000 + 100 - 600) = 0,2 = 20%.

= - 60 / (1000 - 600 - 60) = 0,1765 = 17,65%.

= 200 000 / 2 000 000 = 0,1 =10%.

Таким образом, в данном случае наибольшее влияние на критический объем производства оказывает влияние изменение цены.

Выбор технологий и сравнительные оценки возможностей собственного производства или приобретения товаров и услуг на стороне. Если существует возможность производства продукта, который может быть приобретен на стороне, но для его производства необходимо расширить производственные мощности, что сопряжено с увеличением постоянных издержек, то целесообразность его производства определяется соотношением:

где Q - потребный объем продукта, единиц;

P - цена единицы продукта на стороне;

TFC - дополнительные постоянные издержки предприятия при организации производства продукта.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81