Если же рыночная цена постоянно будет ниже средних валовых издержек, то предприятие на конкурентом рынке должно прекратить производство данного товара.
Предприятие на неоднородном рынке. Большинство рынков являются неоднородными, поэтому большинство предприятий может в той или иной степени проявлять рыночную монопольную власть при установлении цен.
Пример. В табл. 7.11 приведены данные, характеризующие запланированные на год объем реализации и издержки производства товара.
_____
*1 Напомним, что превышение цены над средними издержками в немецкоязычной литературе именуют термином "покрытие", а в англоязычной - "маржинальный доход".
Таблица 7.11
Объем сбыта и издержки производства небольшого предприятия
#G0Цена, руб. | Объем реализации, тыс. ед. | Постоянные издержки, тыс. руб. | Переменные издержки, тыс. руб. | Валовые издержки, тыс. руб. |
10 | 500 | 1000 | 1750 | 2750 |
9 | 600 | 1000 | 2025 | 3025 |
8 | 700 | 1000 | 2350 | 3350 |
7 | 800 | 1000 | 2800 | 3800 |
Сопоставление предельных показателей. В табл. 7.12 рассчитаны и приведены в колонках показатели предельного дохода и предельных издержек. Оптимальная цена реализации составляет 9 руб. при объеме производства 600 000 ед., предельный доход превышает предельные издержки только при величинах объема производства, соответствующих более низким ценам.
Таблица 7.12
Сопоставление предельных показателей на небольшом предприятии
#G0Цена, руб. | Объем реализации, тыс. ед. | Валовая выручка, тыс. руб. | Валовые издержки, тыс. руб. | ПД, руб. | ПРИЗ, руб. | Предельная прибыль, руб. |
10,00 | 500 | 5000 | 2750 | |||
4,00 | 2,75 | 1,25 | ||||
9,00 | 600 | 5400 | 3025 | |||
2,00 | 3,25 | -1,25 | ||||
8,00 | 700 | 5600 | 3350 | |||
0 | 4,50 | -4,50 | ||||
7,00 | 800 | 5600 | 3800 |
Рассматривая показатели предельной прибыли, можно видеть, что увеличение рентабельности обеспечивает такой рост производства и реализации, при котором возникает положительная величина предельной прибыли.
Минимально допустимая цена. При наличии неоднородного рынка, когда предприятие пользуется рыночной властью, прекращать производство опасно: полное отсутствие товара на целевом рынке окажет отрицательное воздействие на спрос в будущем. Поэтому в данном случае, приняв во внимание все обстоятельства, следует рассчитать, будет ли в долгосрочной перспективе выгодно поддерживать производство и реализацию товара, даже если оно пока приносит убытки.
Оптимизация по максимуму выручки предприятия, действующего на неоднородном рынке, или монополиста легко осуществляется при условии, что связь цены и сбыта может быть представлена линейной функцией. Выручка от реализации определяется следующим образом:

где Р - цена реализуемого товара;
Q - количество единиц реализуемого товара;
a и b - постоянные коэффициенты, которые могут быть найдены путем получения линейного уравнения регрессии для цены как функции объема сбыта.
Условие максимизации выручки формулируется на основе исчисления производной от выручки по величине объема производства и реализации:

Из полученного выражения можно вывести формулы для определения оптимальной цены и оптимального объема производства и сбыта, максимизирующих выручку:


Пример. Определить оптимальный по максимуму выручки объем производства и сбыта и цену реализации, если связь между ценой и объемом реализации определяется регрессионным уравнением:
P = 7642 - 1,072 х Q.
Из условий задачи имеем: a = 7642 руб., b = 1,072 руб./ед. Тогда по формуле (7.1) получаем
= 7642 / 2 = 3821 руб., а по формуле (7.2)
= 7642 / (2 · 1,072) = 3564,36
3564 ед.
Максимально возможную выручку в размере 3821 х 3564 = 13 618 044 руб. по периодам будет обеспечивать производство и реализация 3564 ед. товара по цене 3821 руб. за единицу.
Оптимизация по максимуму прибыли предприятия, действующего на неоднородном рынке, или монополиста также легко осуществляется при условии, что функция цены от объема сбыта является линейной, и, кроме того, линейной является функция издержек от объемов сбыта, т. е. переменные издержки являются пропорциональными. Тогда издержки предприятия определяются следующим образом:
TC=TFC+AVC х Q, (7.3)
где TC, TFC и AVC - валовые, постоянные и средние переменные издержки соответственно.
Прибыль предприятия определяется следующим образом:

Условие максимизации прибыли формулируется на основе исчисления производной величины объема производства и реализации:

Из полученного выражения следуют формулы для определения оптимальной цены и оптимального объема производства и сбыта, максимизирующих прибыль:


Пример. Связь между спросом на продукцию предприятия и ценой ее реализации определяется уравнением, приведенным в предыдущем примере. Отчетные данные за шесть предшествующих периодов об издержках производства и объемах сбыта содержатся в табл. 7.13.
Таблица 7.13
Цены и объемы реализации товара в отчетные периоды
#G0Периоды | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Объем реализации, ед. | 1974 | 2002 | 2177 | 2417 | 2605 | 2695 |
Издержки производства, тыс. руб. | 7160 | 7200 | 7500 | 7868 | 8170 | 8301 |
Необходимо определить величины цены и объема производства и реализации, которые обеспечат предприятию получение максимальной суммы прибыли за период. Используя средства анализа данных электронных таблиц MS Excel и данные табл. 7.13, получим уравнение регрессии для издержек предприятия (тыс. руб.):

Стандартная ошибка модели - 9,37 тыс. руб., уровень детерминации модели - 99%, под коэффициентами приведены их стандартные ошибки.
Полученное уравнение иллюстрируется рис. 7.15 и позволяет считать, что постоянные издержки предприятия за период составляют в среднем 4 027 390 руб., а средние переменные издержки равны 1588 руб. Тогда, используя формулы (7.4) и (7.5), определим цену и объем производства и сбыта, обеспечивающие получение максимальной прибыли:



Рис. 7.15. График уравнения регрессии издержек предприятия
Этот пример характеризует типичную ситуацию, когда предприятие завышает цену и в результате получает прибыль меньше возможной и, кроме того, не увеличивает до максимально возможной свою долю на рынке.
7.7. Анализ ценовой дискриминации и оценка дополнительных заказов
Ценовая дискриминация, напомним, предполагает установление различных отпускных цен на один и тот же товар или услугу независимо от издержек.
Пример. В табл. 7.14 приведены данные о взаимосвязи цены и сбыта товара предприятия.
Таблица 7.14
Зависимость объема сбыта от цены
#G0Цена, руб. | 28 | 27 | 26 | 25 | 24 | 23 | 22 | 21 |
Сбыт в неделю, ед. | 1600 | 2000 | 2600 | 3200 | 3800 | 5000 | 5000 | 5600 |
Можно установить цену 27 руб. за единицу товара, продав при этом 2000 ед. товара, но можно продать 1600 ед. товара по цене 28 руб. В такой ситуации надо рассмотреть возможность установления более высокой цены для тех покупателей, которым цена товара безразлична, и более низкой - для остальных категорий покупателей.
|
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 |


