Телекоммуникационные издержки и почтовые сборы, как правило, причисляются к постоянным издержкам, так как обычно не отмечается непосредственная их зависимость от объема производства и реализации.

Маркетинговые издержки направлены на увеличение объема реализации предприятием своей продукции. Это постоянные издержки, ибо их величина является неизменной в определенный период времени. Исключение составляют комиссионные продавцам и торговым агентам.

Амортизация, как известно, - это часть постоянных издержек, которая складывается путем распределения единовременных затрат на приобретение основного капитала на несколько периодов его использования. Поскольку невозможно точно рассчитать периодическую амортизацию элементов основного капитала, те суммы, которые принято "амортизировать", являются выражением какой-либо оценки. На практике используются разные методы амортизации.

Линейная амортизация. Для применения метода линейной амортизации, наиболее широко применяемого в нашей стране, необходимо знать первоначальную стоимость данного элемента основного капитала (которая кроме покупной цены включает расходы по доставке и установке), его срок службы (период, на протяжении которого предприятие может использовать данную часть капитала) и вероятную ликвидационную стоимость (стоимость его реализации после окончания срока службы). В соответствии с этим ежегодная величина амортизации капитала составляет одинаковую сумму, рассчитываемую по следующей формуле:

Ежегодная амортизация = (Первоначальная стоимость - Ликвидационная стоимость) / Срок службы (количество лет).

НЕ нашли? Не то? Что вы ищете?

Амортизация по остаточной стоимости. Этот метод основан на утверждении ряда экономистов того, что стоимость основного капитала особенно сильно снижается в первые годы его использования. Согласно этому методу ежегодная амортизация определяется в виде процента остаточной стоимости, которая фиксируется в бухгалтерских документах.

Амортизация по объему производства. Как уже указывалось, амортизация основного капитала рассматривается в качестве постоянных издержек. Но если капитал представить в виде запаса определенной ценности (угольная шахта, нефтяная скважина, гравийный карьер и др.), то его амортизация будет относиться к переменным издержкам.

Пример. Предположим, что за 20 млн руб. приобретен песочный карьер, который, по оценкам, содержит 1 000 000 м песка. В этом случае величина амортизации составит: 20 000 000 / 1 000 000 = 20 руб. на каждый добытый 1 м гравия. Подобным же образом будут амортизироваться и другие элементы основного капитала, если единственной причиной падения их стоимости является использование или физический износ в процессе эксплуатации.

Структура издержек. Под структурой издержек понимается прежде всего соотношение переменных и постоянных издержек предприятия в рамках его валовых издержек.

Если валовые издержки производственных предприятий А и Б соотносятся следующим образом: переменные издержки - соответственно 70 и 40%, постоянные издержки - 30 и 60%, - то можно сделать вывод, что эти предприятия обладают разной структурой издержек. Типичной причиной является низкая степень автоматизации (на предприятии А) и, соответственно, большая потребность в использовании ручного труда. Постоянные издержки предприятия А на амортизацию и выплату процентов на капитал, использованный на приобретение машинного парка, будут довольно невелики, а переменные издержки на оплату труда, наоборот, высокими. На предприятии Б, наоборот, отмечается высокая степень автоматизации производства с соответственно высокими постоянными и малыми переменными издержками на оплату ручного труда. Динамика издержек приведена на рис. 7.14.

Рис. 7.14. Различие в структуре валовых (ВИ) и средних валовых (СВИ) издержек

На графике а) показано, что при объеме производства меньше величины М производство предприятия А дешевле, так как валовые издержки его меньше. При величине производства М валовые издержки обоих предприятий совпадают, а при большем объеме производства предприятие Б несет меньшие издержки. На графике б) показана динамика соответствующих средних валовых издержек обоих предприятий.

7.6. Анализ цен и объемов производства

Предприятие на конкурентном рынке не оказывает влияния на рыночную цену - ему необходимо ориентироваться на сложившуюся цену и определять лишь объем сбыта. Для этого можно, как известно, сопоставлять валовые или предельные показатели.

Сопоставление валовых показателей предполагает расчет прибыли при различных значениях объема производства и реализации продукции путем вычета суммы издержек из выручки.

Пример. Предприятие прогнозирует, что в следующем году рыночная цена на его продукцию составит 48 руб. за единицу, и планирует свои издержки на этот период (табл. 7.8).

Таблица 7.8

Плановые издержки небольшого предприятия

#G0Объем реализации, тыс. ед.

Постоянные

издержки, тыс. руб.

Переменные

издержки, тыс. руб.

Валовые издержки, тыс. руб.

70

1200

1220

2420

80

1200

1550

2750

90

1200

1980

3180

100

1200

2560

3760

Таблица 7.9

Определение прибыли небольшого предприятия

#G0Объем реализации, тыс. ед.

Цена, руб.

Валовая выручка, тыс. руб.

Валовые издержки, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

70

48

3360

2420

940

80

48

3840

2750

1090

90

48

4320

3180

1140

100

48

4800

3760

1040

Расчеты, приведенные в табл. 7.9, показывают, что предприятие получит наибольшую прибыль - 1 140 000 руб. - при объеме производства и реализации продукции в 90 000 ед. данного товара.

Сопоставление предельных показателей. При оптимизации с помощью сопоставления предельных показателей используются предельные издержки (MC) и предельный доход (MR), т. е. прирост издержек и выручки при увеличении сбыта на единицу продукции. Пока величина предельного дохода превышает величину предельных издержек, увеличение производства и реализации приводит к росту прибыли.

Пример. Вернемся к рассматриваемому примеру. Предельный доход при различных показателях объема производства и реализации остается одинаковым и равняется рыночной цене в 48 руб. за единицу продукции. На практике прирост издержек при увеличении объемов производства и реализации на единицу продукции определяется достаточно просто. В табл. 7.10 приведены результаты расчетов предельных показателей для рассматриваемого примера.

Таблица 7.10

Сопоставление предельных показателей для малой фирмы

#G0Объем реализации, тыс. ед.

Предельный доход, руб.

Предельные издержки, руб.

Предельная прибыль, руб.

70

48

26

22

80

48

33

15

90

48

43

5

100

48

58

-10

Сравнивая предельный доход и предельные издержки, можно видеть, что производство рентабельно при расширении объема реализации до 90 000 ед. При таком или меньшем объеме производства дополнительный доход на единицу продукции выше дополнительных издержек на единицу продукции.

Минимально допустимая цена реализации. Предприятие не сможет выжить, если будет нести убытки в течение длительного времени. Поэтому в долгосрочной перспективе цена реализации производимой продукции должна быть по крайней мере не ниже величины средних валовых издержек.

В краткосрочной перспективе предприятие часто бывает вынуждено нести постоянные издержки даже в случае временного прекращения производства и сбыта, поскольку предпочтительнее иметь хотя бы незначительную величину покрытия - превышения цены над средними переменными издержками - издержками на единицу продукции. При временном снижении цены минимально допустимая цена равна величине средних переменных издержек.

Пример. Вернемся к рассматриваемому примеру. В случае если рыночная цена снизится до 30 руб., предельный доход составит 30 руб. при любых величинах объема производства, приведенных в табл. 7.11, а оптимальный объем производства - 70 000 ед. Легко подсчитать, используя данные, приведенные в таблицах, что при объеме производства в 70 000 ед. средние валовые издержки составят 34,57 руб. и превысят цену.

Поскольку цена реализации выше средних переменных издержек, которые составляют 17,43 руб., средняя величина покрытия - маржинального дохода*1 составит 12,57 руб., что соответствует валовой величине покрытия в 879 900 руб. Такая величина покрытия недостаточна для возмещения постоянных издержек, равных 1 200 000 руб., и убыток составит 320 100 руб. Однако если прекратить производство и реализацию данного товара, то убытки составят 1 200 000 руб. - сумму, равную величине постоянных издержек.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81